Транспорт России
Навигация

Новости логистики

Принятие логистического решения

--


Принятие решения — это выбор оптимального варианта при заданной цели с учетом побочных условий. При принятии решений следует исходить из принципа рациональности — «принимай решение всегда с таким расчетом, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств и ресурсов предприятия обеспечить оптимальный результат при достижении поставленных целей».

Процесс принятия решений:

  1. Определение проблемы в области логистики и факторов, влияющих на нее. Логистическая проблема устанавливается четко и осознанно.
  2. Установка критерия решения и целей. Эксперты по логистике разрабатывают специфические и измеряемые цели.
  3. Формулировка моделей и связей между целями и переменными. Разрабатывается модель, являющаяся формализованным представлением логистической ситуации. Модели могут содержать несколько переменных. Переменная — это измеряемое количество, которое может меняться или является предметом изменения.
  4. Определение и оценка вариантов. Этот шаг означает генерацию наибольшего количества решений логистической проблемы.
  5. Выбор наилучшего варианта. Это решение, которое наилучшим образом удовлетворяет и наиболее соответствует установленным целям.
  6. Внедрение решения. Выполнение действий в соответствии с выбранным вариантом.

Задача принятия логистического решения возникает в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучше всего способствует осуществлению цели логистической системы предприятия. В соответствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующих трех компонентов:

  • состояние внешней среды;
  • логистические цели;
  • варианты.

Рассмотрим эти компоненты более подробно. Состояние внешней среды (также называемое внешними исходными данными) представляет собой реальное положение дел, которое не может подвергаться воздействиям и контролироваться со стороны специалиста по логистике, принимающего решение в рамках горизонта планирования.

Состояния внешней среды логистической системы предприятия могут классифицироваться по различным критериям. Анализируя эти состояния по отношению к логистической системе предприятия, выделяют следующие исходные данные:

  • эндогенные — внутренне заданные, предопределенные предшествующими действиями специалиста по логистике;
  • экзогенные — появившиеся независимо от предшествующих действий специалиста по логистике.

Турбулентность внешней среды определяется изменчивостью спроса. Уровень турбулентности зависит от следующих факторов:

  • непостоянство факторов внешней среды;
  • скорость изменений этих факторов;
  • интенсивность конкуренции;
  • технологические возможности предприятий;
  • покупательские предпочтения:
  • давление со стороны правительства и отдельных влиятельных групп.

Логистические цели представляют собой выражение желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятия решений специалистом по логистике. Логистическая цель характеризуется:

  • содержанием;
  • временным периодом;
  • областью действия;
  • масштабом.

Содержание цели характеризуется величиной, на которую должен влиять выбранный вариант. Эта величина может определяться:

  • характеристикой (например, прибыль, оборот, общие затраты);
  • изменением характеристики (например, увеличение оборота);
  • отношением двух характеристик (например, рентабельность и прибыль/капитал).

Временной период устанавливает, за какое время должна быть осуществлена цель, и определяет, таким образом, временную область действия содержания цели. Так, например, различают кратко- и долгосрочные цели.

Область действия конкретизирует содержание цели в отношении поля логистической деятельности, для которого реализуется данная цель. Так, например, можно различать цели логистической системы всего предприятия и цели его структурных функциональных подразделений.

Масштаб цели (критерий цели, или целевое предписание) количественно определяет содержание цели. Возможны следующие варианты:

  • оптимизация (например, максимизация прибыли, минимизация общих затрат);
  • фиксирование (например, увеличение оборота на 10%);
  • установление ограничений (например, затраты не превышают определенную величину).

Задачи, решаемые при формулировании целей:

  • поиск целей — мероприятия, при которых устанавливаются исходные цели высшего порядка;
  • уточнение целей — наиболее точное определение содержания цели, формы, терминов, носителей и ограничений отдельных целей;
  • структурирование целей — иерархическое упорядочение всех найденных целей;
  • проверка реализуемости целей —- направлена на то, чтобы определить, достижимы (осуществимы) ли отдельные цели с позиции структуры системы целей, наличия персонала, технико-экономических условий;
  • выбор целей (принятие решений по целям) — действия, ведущие к принятию решения по той системе целей, которые фактически преследуются.

Иерархия целей — в качестве целей высшего порядка рассматриваются те цели, которым отдается приоритет при их реализации. Иерархия целей может быть сформирована на основе учета значения целей для модели принятия решения.

Иерархия организационных целей, формируемая элементами логистической системы предприятия, приводит к разделению целей предприятия, целей подразделений, целей отделов и должностных целей. Иерархия целей применяется в том случае, если согласовываются между собой система управления и система целей. При подготовке логистического решения выявляются возможные варианты, т. е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преимущества и недостатки каждого из них, с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный, т. е. самый лучший в данных условиях. Затем набор основных вариантов представляется руководству предприятия. Варианты формулируются таким образом, чтобы они исключали друг друга. Руководство предприятия, будучи свободным от функциональных соображений и обладая более широким взглядом на совокупность всех существенных в данном случае факторов внешней среды, принимает окончательное решение.

Естественно, что речь идет об обоснованных вариантах, подготовленных таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. В частности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилучший.

Все варианты, которые могут быть реализованы, составляют область допустимых значений.

Область допустимых значений (пространство решений) — это множество пригодных для реализации вариантов, которыми располагает в данный момент эксперт по логистике.

Поиск вариантов — выявление, формулирование и анализ способов достижения целей логистической системы. Процесс поиска:

  1. систематический и многосторонний поиск отдельных идей (указаний, подходов к решению логистической проблемы);
  2. комбинирование отдельных идей в независимые варианты;
  3. точная формулировка найденных вариантов;
  4. анализ структуры вариантов и соотношений между частными вариантами;
  5. ограничение вариантов в допустимой области (отсев вариантов, которые не могут быть реализованы при существующих условиях и факторах внешней среды);
  6. проверка полноты допустимой области.

--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com