Транспорт России
Навигация

Новости логистики

Основные понятия закупок

--


Этапы процесса осуществления закупок потребителем:

1. Осознание потребности — выявляется потребность потребителя, которую можно удовлетворить путем приобретения продукции.

2. Общее описание потребнос­ти — указываются основ­ные характеристики и не­обходимое количество требуемой продукции

3. Оценка характеристик про­дукции — определяются и выбираются наилучшие потребительские свойства (характеристики) требуемой продукции.

4. Поиск поставщиков — покупателю необходимо выбрать лучших поставщиков.

5. Запрос предложений — поку­патель предлагает постав­щикам сделать свои пред­ложения.

6. Выбор поставщика — покупатель анализирует поступившие предложения и выбирает одного или нескольких поставщиков продукции.

7. Оформление заказа — процедура передачи поставщику окон­чательного заказа. Оговариваются потребительские свойства продукции, необходимое ее количество, желательные сроки поставки, условия возврата, гарантии.

8. Оценка эффективности деятельности поставщика — покупатель оценивает, насколько он удовлетворен работой поставщика. На основе оценки принимается решение о продлении, изменении или приостановке договора с ним.

      Этапы процесса закупок на предприятии:

1. Определение масштаба проекта (определение объема производ­ства и продаж, оценка величины затрат). Добываются, анали­зируются и оцениваются данные о поставщике (параметры бюджета, предложения, подготовленные спецификации, невы­полненные заказы, справочные списки потребителей).

2.  Формирование плана закупок, предварительная оценка поставщи­ков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции. В графике предусматривается время:

  • на подготовку спецификаций;
  • на запросы продавцу;
  • на оценку и анализ, отбор, переговоры и заключение обяза­тельств;
  • на утверждение проектной документации поставщика;
  • на изготовление и отгрузку к месту получения.

3.  Разработка предварительного графика закупки на основании из­вестной требуемой даты поставки. Для этого устанавливается дата начала и завершения той или иной работы по формиро­ванию плана закупок, определяются важнейшие этапы этой работы. Затем следует организовать получение информации от поставщика по каждому виду продукции.

4.  Размещение объявлений о подаче предложений.

5.  Оценка предложения.

6.  Окончательные переговоры.

7. Составление документации.

8.  Поставка и контроль качества.

9.  Обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.

      Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция.

            Показатели,   характеризующие  деятельность  службы  закупок предприятия:

  • совокупный торговый оборот;
  • общий объем закупок;
  • закупочные цены на продукцию;
  • средние цены на закупаемую продукцию;
  • размеры отдельных (единичных) закупок;
  • затраты на оформление и передачу заказов на поставку;
  • количество запросов на оферты (приглашения выдвигать условия поставок);
  • количество договоров на поставку;
  • количество сотрудников службы закупок;
  • количество поставщиков;
  • условия платежа;
  • условия поставки;
  • аккуратность поставок;
  • количество поставок за определенный период времени;
  • срок поставок;
  • надежность поставок.

Операции, осуществляемые в рамках функции закупок:

  • анализ рынка;
  • изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. Позволяет сделать вывод о том, что покупка совер­шается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время;
  • получение и оценка предложения поставщика;
  • выбор поставщика;
  • согласование стоимости обслуживания и заключение дого­вора;
  • проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя;
  • проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем;
  • размещение заказа;
  • делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики;
  • установление единой политики в отношениях с поставщиками;
  • выработка методов учета продукции;
  • сокращение времени проверки и одобрения спецификации продукции;
  • ускорение оплаты продукции;
  • экономия ресурсов предприятия, например, путем консоли­дации заказов и установления стандартов запаса;
  • поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств;
  • отбор, классификация и анализ данных, необходим! тх лля поиска альтернативного вида продукции;
  • прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупа­емой продукции;
  • анализ ценности и возможностей поставщика;
  • разработка новых методов для обработки необходимых данных в целях эффективного функционирования системы закупок.

Факторы, влияющие на статус службы закупок на предприятии:

  • объем закупаемой продукции и сопутствующего обслуживания. Зна­чительная доля закупок в общих расходах предприятия подчер­кивает важность функции закупок для логистической системы предприятия;
  • особенности приобретаемой продукции. Приобретение комплекс­ных компонентов или необходимость широкого применения подрядных отношений представляют собой трудную задачу для сотрудников службы закупок;
  • ситуация на рынке продукции, жизненно важной для функциони­рования предприятия. Если на рынке доминируют продавцы, то значимость службы закупок повышается. Планирование закупок сырья — планирование общего коли­чества основных и значимых видов сырья, необходимых для про­изводства конечной продукции в конкретные периоды времени (обычно по неделям).

Факторы, влияющие на уровень качества обслуживания в системе закупок предприятия:

  • скорость выполнения заказа (время от момента отправки за­каза до получения продукции);
  • возможность срочной доставки продукции по специальному заказу;
  • готовность поставщика принять обратно поставленную про­дукцию, если в ней обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок качественной продукцией (или принять обратно продукцию без выяснения причин отказа от нее);
  • обеспечение различных объемов партий отгрузок продукции;
  • умение выбрать наиболее подходящий вид транспортировки;
  • наличие эффективно функционирующей службы обслужива­ния потребителей;
  • наличие надежно функционирующей распределительно-склад­ской сети;
  • достаточный уровень запасов продукции;
  • уровень цен, по которым предоставляется обслуживание по­требителям.

Цели системы управления закупками на предприятии:

  • расширение номенклатуры продукции;
  • снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков;
  • избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции;
  • контроль над специальными заказами;
  • контроль над упущенными продажами;
  • увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стан­дартного заказа.

Методы закупок:

  • прямые закупки — закупки продукции непосредственно у произ­водителей;
  • встречные закупки — закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;
  • лизинг — аренда, например, складского оборудования;
  • новая закупка — ситуация осуществления закупки предприятием, при которой покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;
  • обычная повторная закупка;
  • измененная повторная закупка — ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, тре­бует проведения небольших исследований;
  • комплексная закупка — осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.

Методы управления закупками:

  • метод увеличения объемов закупок;
  • метод уменьшения объемов закупок;
  • метод прямого расчета объемов закупки.

Метод увеличения объемов закупок:

1. Учитывается спрос на конкретные виды продукции для при­нятия решения об их закупках.

2. Анализируется спрос в течение по меньшей мере 12 месяцев для учета всех возможных видов сезонных колебаний.

3. Определяется достаточный объем спроса на протяжении 12 месяцев для создания запасов конкретного вида продукции.

4. Решения о создании запасов принимаются в зависимости от количества заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданных видов продукции.

            Метод уменьшения объемов закупок:

1. Ежемесячно анализируется статистика сбыта продукции, не пользующейся спросом.

2. На основании статистики сбыта определяются те виды про­дукции, объем запасов которых следует сократить.

3. Вырабатываются критерии, на основании которых опре­деляется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции.

4. Сводится к минимуму доля медленно реализуемых видов про­дукции на основе учета показателей объема запасов продукции.

            Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса):

1. Определяется период времени, для которого осуществляется расчет,

2. На основании статистики продаж за выбранный период времени определяется общее количество проданной продукции.

3. Определяется средняя величина запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде.

4. Для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю.

5. По мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются.

6. Полученная в результате расчетов величина изменяется еже­недельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому средняя величина запасов и оптимальный уровень запасов посто­янно пересчитываются.

            Политика закупок продукции, основанная на ЛВС-анализе:

1. Закупки ресурсов группы «А» осуществляются у более на­дежных поставщиков, чем по группе «С».

2. Наименования группы «А» подвергаются более тщательному физическому контролю над хранением, чем наименования групп «В» и «С» и по возможности размещаются в наиболее надежных местах; точность записей наименований продукции группы «А» подвергается более частым проверкам.

   3. Прогнозирование потребности в продукции группы «А» осу­ществляется более тщательно, чем   прогнозирование потребности в продукции остальных групп.

--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com