Транспорт России
Навигация

Организация проката, хранения и парковок легковых автомобилей

--


Услуги проката легковых автомобилей представляют собой особую форму автотранспортного предпринимательства. По договору проката, заключаемому в письменной форме, прокатчик, осуществляющий сдачу автомобилей в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, предоставляет гражданину автомобиль за плату во временное владение и пользование сроком до одного года.

Прокатчики должны учитывать особенности спроса на их услуги. Местами устойчивого спроса на предоставление легковых автомобилей в прокат являются вокзалы, аэропорты, пристани, гостиницы, деловые и торговые центры. Ранее бытовавшее мнение, что прокатные автомобили частично должны заменить автомобили граждан, не обосновано. Прокатные автомобили требуются лицам, временно прибывшим в данную местность без своего автомобиля. Основной контингент пользователей пунктов проката составляют туристы, отдыхающие и деловые люди, находящиеся в командировках. В курортных местностях повышенным спросом пользуются спортивные автомобили, автомобили с кузовом кабриолет, вездеходы, удобные для прогулок и подвижного отдыха. Деловым людям нужны автомобили бизнескласса. Постоянные жители данной местности пользуются услугами проката на период ремонта собственного автомобиля или для поездок в отпуск.

Технологией оказания услуг проката автомобилей предусматривается возврат автомобиля прокатчику в месте выдачи, или в ином месте, порой находящемся в другом городе, даже в другой стране. В последнем случае возврат автомобиля к месту постоянного хранения производят за счет подбора соответствующего клиента, либо доставляют несколько таких автомобилей на автовозе.

Согласно ст. 631 ГК РФ расходы по текущему ремонту прокатного автомобиля возлагаются на прокатчика, в связи с чем соответствующие затраты следует включать в тарифы.

Организованное хранение автомобилей граждан производится в гаражах и на стоянках. Гаражи представляют собой сооружения капитального типа. В районах многоэтажной жилой застройки возводятся гаражи коллективного пользования с индивидуальными автомобилеместами. В центральной части крупных городов строят подземные гаражи. Проектами новых жилых домов с улучшенной планировкой, как правило, предусмотрены подземные гаражи. Места в гаражах могут находиться в собственности граждан, в кооперативной собственности либо сдаваться в аренду. В сельской местности и в малых городах, где имеется застройка усадебного типа, сооружают индивидуальные гаражи в виде отдельной хозяйственной постройки либо части хозяйственного блока жилого здания. В отличие от гаражей, на стоянках обустраивают лишь ограждения, навесы и ворота.

Сооружения на стоянках не относятся к объектам капитального строительства. Значительная часть легковых автомобилей граждан хранится непосредственно на улице или на внутридомовых территориях, что нельзя признать удовлетворительным решением на перспективу.

Массовая автомобилизация, следствием которой стал быстрый рост числа легковых автомобилей, обострила проблему временного размещения (парковки) автомобилей у мест массового посещения, прежде всего в центральных частях крупнейших городов. На парковку автомобиль помещается на время нахождения его владельца или пассажира на работе, в магазине, в культурно-массовом учреждении и в других подобных местах, что отличает парковку от гаража или стоянки. В советский период, когда искусственно сдерживался процесс автомобилизации, градостроительная концепция не учитывала потребности в площадях для размещения большого числа легковых автомобилей. В настоящее время общество столкнулось с негативными последствиями такой политики. Преодоление этих последствий требует значительных капитальных вложений в перестройку центров городов, испытывающих дефицит мест для размещения парковок.

Важнейшей характеристикой парковки является ее функциональное назначение. Парковки общего пользования предназначены для автомобилей неопределенного круга лиц и не привязаны к какому-либо одному объекту посещения. Объектовые парковки рассчитаны на использование сотрудниками и посетителями соответствующих организаций и учреждений, в связи с чем въезд на них может ограничиваться. Объектовые парковки вечером могут использоваться для размещения автомобилей посетителей культурно-зрелищных мероприятий. Для разгрузки центральной части города предназначены перехватывающие парковки, на которых граждане оставляют свои автомобили и далее передвигаются транспортом общего пользования или пешком. По принадлежности земельных участков парковки бывают:

  • Притротуарными (организуются на проезжей части улиц и площадей, т. е. на дорожной сети общего пользования; в этой связи такие парковки в среднем на 30 % снижают пропускную способность улиц); на специально выделенных участках городских земель общего пользования. В этом случае парковки являются муниципальными (плата поступает в местный бюджет), и эти парковки могут сдаваться по конкурсу в концессию.
  • Нна участках земель, принадлежащих различным лицам. В этом случае парковка часто используется для привлечения посетителей.

Например, такие парковки организуют около торговых центров.

По архитектурно-планировочному решению парковки выполняются как наземные или в виде сооружений капитального типа. К последним относятся парковки подземные или на крышах общественных зданий, а также специально построенные многоэтажные паркинги.

По времени работы парковки бывают: круглосуточные; работающие в определенные часы суток; временные (на период проведения массовых мероприятий).

По форме оказания услуг различают бесплатные и платные парковки. Основную часть парковочных мест, особенно в периферийной части городов, образуют бесплатные парковки. Платные парковки получили широкое распространение за рубежом, где их используют в целях экономического стимулирования автовладельцев к скорейшему освобождению места, занимаемого автомобилем, и, заодно, как источник пополнения городского бюджета. Для взимания платы за услуги по парковке и учета парковочного времени применяют паркоматы и паркометры. Паркоматом называют аппарат, принимающий к оплате деньги и кредитные карты, и выдающий квитанцию об оплате. Паркометр измеряет время занятия парковки, а плату принимает сотрудник парковки либо паркомат.

В крупнейших российских городах местные власти пытаются использовать зарубежный опыт и внедрить систему оказания платных парковочных услуг. В целом такая деятельность должна поощряться, однако она, к сожалению, часто проводится в недопустимых формах. Необоснованно требуют от граждан оплатить стоянку автомобиля в месте, где это разрешено Правилами дорожного движения (в запрещенных местах стоять вообще нельзя — ни за деньги, ни бесплатно). Следует напомнить, что автомобилисты платят ежегодный сбор с владельцев транспортных средств, целевым назначением которого является взимание платы за пользование дорожной сетью общего пользования, в связи с чем плата за парковки на этой сети уже внесена гражданами в бюджет. Поэтому парковочные услуги на дорожной сети общего пользования должны интересовать, прежде всего, органы прокуратуры (как средство мошеннического извлечения нетрудового дохода).

Прежде чем организовывать платные парковки на дорожной сети общего пользования, необходимо внести серьезные поправки в ряд законов, Правила дорожного движения. Однако платные парковки могут и должны быть организованы на специально оборудованных площадках, выделяемых для этого из фонда городских земель (т. е. вне территорий, входящих в состав дорожной сети общего пользования).

Площадь для стоянки легкового автомобиля составляет 20... 25 м2 без учета въездов и выездов.

В экономически развитых странах эксплуатируется много платных автомобильных дорог. Платные дороги и дорожные сооружения начинают появляться и в России. Законодательством установлена недопустимость взимания платы за проезд в случае, когда отсутствует альтернативный бесплатный путь сообщения. Плата за проезд по дороге взимается по покилометровым тарифам на турникетах при въезде или при выезде. Последний вариант используют в случаях, когда с дороги имеются различные съезды. Чтобы установить пробег по такой платной дороге, при въезде на нее выдаются специальные талоны. Проезд через платные дорожные сооружения (мосты, тоннели) оплачивают при въезде по разовым тарифам.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com