Транспорт России
Навигация

Типы брокерских фирм

--


Не существует сколько-нибудь четкого определения брокерской фирмы, так как функции брокерских фирм различных типов могут переплетаться, и иногда возникают ситуации, когда для успешного завершения очередной сделки необходима полная переориентация деятельности фирмы. Что касается, однако, роли брокерских фирм в каждой конкретной сделке, то здесь возможно провести некоторые разграничения. Ниже перечислены основные категории брокерских фирм.

Брокер судовладельца, как явствует из названия, назначается судовладельцем. В его обязанности входит обеспечение занятости судов принципала на базе рейса, таймчартера и т.д. Вполне естественно, что фирма старается прилагать все силы с целью максимального ограждения интересов судовладельца, т.е. будет стремиться уторговать наиболее благоприятные для судовладельца условия: более высокую ставку фрахта, норму погрузки и выгрузки, более выгодные условия по чартеру в целом.

Агент фрахтователя представляет интересы, противоположные первым, и направляет свои усилия на уторгование максимально низкой ставки фрахта, используя при этом разнообразную аргументацию: возраст и класс судна, его пригодность для перевозки того или иного груза и т,д, а также добивается, чтобы другие условия чартера ограждали интересы груза. В этом ежедневном противоборстве между брокерами судовладельцев и агентами фрахтователей устанавливается уровень ставок фрахта во всех областях трампового судоходства.

Кабельные брокеры держат свои конторы в Нью-Йорке и Лондоне и представляют собой особую категорию, не попадающую ни в одну из двух, указанных выше. Это маклеры особого класса, сфера деятельности которых находится вне системы обычных брокерских и агентских фирм, действующих по обе стороны Атлантики. Результатом их деятельности является поддержание соответствия между Нью-йоркским и Лондонским фрахтовыми рынками, что достигается путем широкого и весьма дорогостоящего обмена информацией о предложении грузов, о свободном тоннаже и сделках, заключаемых на этих рынках. Первоначально связь между ними осуществлялась по телеграфу через трансатлантический подводный кабель (отсюда и название «кабельный брокер»). В наше время крупнейшие фирмы, занятые в этой области, широко используют телефонную и телетайпную связь, а некоторые располагают даже связью по прямому проводу. Фирмы работают в условиях серьезной конкуренции. Заключение сделок требует длительного времени из-за разницы во времени между Лондоном, Нью-Йорком и Тихоокеанским побережьем США, а из-за больших накладных расходов этой деятельностью могут позволить себе заниматься лишь крупные брокерские фирмы. Однако она, видимо, оказывается прибыльной, так как значительная часть американских грузовладельцев предпочитает иностранные суда, поскольку ставки фрахта у последних обычно много ниже, чем у американского тоннажа, кроме того, в США в годы второй .мировой войны и в послевоенный период иммигрировали многие европейские судовладельцы, которые и по сей день сохранили свои европейские связи и эксплуатируют свои суда на перевозках, контролируемых европейскими фрахтователями.

Танкерные брокеры. К брокерским фирмам, специализирующимся в области перевозок наливных грузов в основном нефти и нефтепродуктов, можно применить такое же деление, как и к фирмам, занятым в сухогрузных перевозках, т.е. они могут быть либо брокером судовладельца, либо брокером фрахтователя. И все же представляется целесообразным выделить их в специальную категорию ввиду того уникального положения, которое они занимают. Дело в том, что они нередко бывают единственными посредниками между договаривающимися сторонами: некоторые компании, занятые добычей нефти, пользуются услугами брокеров, но многие из них имеют свои собственные фрахтовые отделы и тем самым ликвидируют одно посредническое звено. Помимо того, брокеру, который может предложить им свободный танкер, как правило, бывает нелегко установить с ними непосредственный контакт. Они предпочитают работать с ограниченным кругом высококвалифицированных брокерских фирм, обладающих обширными познаниями в области перевозки наливных грузов. Вполне естественно поэтому, что судовладельцы стремятся фрахтовать свои суда именно через этих брокеров, тогда как в отношении своего сухогрузного тоннажа они могут прибегать к услугам других брокерских фирм. Перевозка других видов наливных грузов: растительного масла, патоки и сольвентов также в основном сосредоточена в руках специализированных танкерных брокеров. Но при фрахтовании танкеров под зерно, когда танкерные брокеры не пользуются особыми преимуществами у фрахтователей, брокерские фирмы, занимающиеся обработкой сухогрузного тоннажа, имеют возможность предложить свои услуги на равных основаниях.

Брокеры-аквизиторы. Брокеры-аквизиторы — это также специализированные фирмы, обслуживавшие линейные компании. Обычно они действуют на основании генерального соглашения, заключаемого на определенный период времени, по которому они получают функции полномочного агента в определенном порту. За представительство интересов линейной компании они обычно получают согласованное годовое вознаграждение. Но встречается и двойная система, при которой некоторое уменьшение годового вознаграждения компенсируется поступлением комиссионных с фрахта на грузы, изысканные ими для перевозки на судах компании. Обязанности этих брокеров могут быть весьма многообразными и зависят от условий соглашений между ними и линейными компаниями. Они публикуют рекламные материалы в специальных и прочих изданиях, знакомя заинтересованные круги с расписанием движения судов линии. Грузовладельцы получают от них специальные открытки-уведомления с названием судна, принявшего их груз, времени и места погрузки, дат отправления и прибытия, а также маршрута следования с перечислением портов захода. В их функции входит концентрация грузов, необходимых для полной загрузки судна или имеющейся на нем свободной кубатуры, всемерное содействие грузовому помощнику капитана судна, изготовление коносаментов, которые они подписывают от имени капитана, подготовка манифеста, в котором перечислены все принятые на борт грузы и т.д. Часто они прибегают к услугам лиц, которые ежедневно обзванивают всех потенциальных грузоотправителей с целью перехватить грузы у конкурирующих линий. Брокеры-аквизиторы нередко занимаются значительными по объему фрахтовыми операциями с трамповыми судами в те периоды, когда линии не в состоянии обеспечить перевозки всех предложенных грузов собственным тоннажем и нуждаются в услугах трамповых судов. Обычно их берут в краткосрочный тайм-чартер на рейс или круговой рейс, хотя некоторые линии практикуют эксплуатацию арендованного тоннажа, взятого на 5 лет или даже более длительные сроки.

Торговые брокеры специализируются на посредничестве в продаже и приобретении судов. Торговые брокеры должны обладать глубокими знаниями в области конструкции судов и судовых машин. Они должны ориентироваться во всех тонкостях классификации судов, разбираться в вопросах грузовой марки, проведения инспекторских осмотров и надежности тех или иных типов судов и машин. Как и фрахтовые брокеры, они стремятся обеспечить интересы одной из сторон в сделке. Как агенты продавца они преследуют цель получить максимально высокую цену, а если они представляют интересы покупателя судна, то делают вое от них зависящее, чтобы принципал при приобретении судна не переплатил ни одного пенни. Брокеру необходимо вести картотеку публикуемых сделок на куплю-продажу судов и судов, предназначенных на продажу. Поступление такой информации ему обеспечивают широкие связи с зарубежными контрагентами и публикации в периодической судоходной печати. Он должен внимательно и систематически следить за положением на фрахтовом рынке, так как изменение уровня прибыли судовладельцев или даже их мнение относительно перспектив развития фрахтового рынка может немедленно повлечь за собой резкие колебания цен на эксплуатируемые суда. Следует не упускать из виду цены на суда-новостройки, предлагаемые странами с развитой судостроительной промышленностью. Это нужно не только для сравнения с ценами на тоннаж, бывший в эксплуатации, но и потому, что брокер может также получить от судовладельца полномочия и на размещение заказа на постройку судна. В периоды экономических бумов, когда особую важность приобретает быстрое выполнение заказов на строительство судов, солидное вознаграждение может получить тот брокер, который знает, какая верфь имеет свободный стапель и какую цену она ориентировочно запросит.

В периоды относительного затишья всегда существует рынок металлолома, и к услугам брокеров прибегают при продаже на слом старых или негодных судов. Брокерская комиссия в таких случаях бывает значительно ниже, чем от продажи судов для дальнейшей эксплуатации, но во времена депрессии она вполне позволяет «сводить концы с концами». Однако есть свое искусство даже в продаже судов на слом: цены на лом в разных странах разные и зависят от состояния сталелитейной промышленности. Обычно покупатели европейского континента предлагают приблизительно такие же или чуть более высокие цены по сравнению с ценами английских покупателей. В то же время Италия и Швеция обычно готовы предложить более высокие цены, а в Японии или Гонконге цены значительно выше, чем в Европе, Разумеется, многое зависит от местоположения судна, но знание рынка металлолома и стоимости буксировки позволит брокеру дать судовладельцу совет, выгоднее ли продать судно на местном рынке или отбуксировать его покупателю на слом за многие тысячи миль.

Судовые агенты — безусловно, самая древняя из морских брокерских профессий, потому что с тех пор, как суда стали совершать морские рейсы, кто-то должен был позаботиться о них и об экипаже, когда суда приходили в порт. В отличие от других видов брокерской деятельности, где брокерское вознаграждение или комиссия прямо связаны с суммой фрахта и выражены в процентах от нее или стоимости судна, агентская работа оплачивается фиксированной ставкой, изменявшейся в зависимости от тоннажа судна и рода груза. Во всех официально признанных портах, а иногда и во всех портах некоторых стран, существует фиксированная шкала агентского вознаграждения, введенная либо законодательно, либо решением местной ассоциации судовых агентов и брокеров. В Англии, например, шкала согласовывается между Институтом дипломированных брокеров и официальным органом судовладельцев — Британской палатой судоходства. Специальные ставки применяются, когда судно заходит в порт только для пополнения бункера или когда на агента возложены функции по получению доставленной партии и по отправке отгружаемой партии грузов. В то время как комиссионное вознаграждение от фрахтовых операций или продажи судов может иногда достигать очень значительных сумм при затрате относительно небольших усилий, никто не может отрицать, что ставки агентского вознаграждения за добросовестно выполненную работу более чем скромны, хотя без услуг агентских фирм эксплуатация торгового флота была бы весьма затруднительна.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com