Транспорт России
Навигация

Участие РФ в международно-правовом сотрудничестве со странами дальнего зарубежья

--


Специфика внутригосударственного таможенного регу­лирования проявляется среди прочего также и в его тес­ной взаимосвязи с международным правом. В сферу меж­дународно-правового таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, меж­дународные перевозки находящихся под таможенным кон­тролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др.

Закрепленный нормами российского таможенного пра­ва принцип приоритета международно-правовых норм со­ответствует стремлению России к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

В настоящее время к основным международным орга­низациям, занимающимся вопросами таможенно-тарифного регулирования мировой торговли относятся:

  • ВТО — Всемирная торговая организация (ранее — ГАТ: Генеральное соглашение по тарифам и торговле).
  • ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и разви­тию.
  • Всемирная таможенная организация (ранее — СТС: Совет таможенного сотрудничества).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле суще­ствует с 1948 г. и занимает ключевое положение в систе­ме современных международных торговых связей. За вре­мя его существования число государств-участников воз­росло с 22 до 132.

Вплоть до начала 1995 г. аббревиатура «ГАТТ» означа­ла одновременно и многосторонне межправительственное торговое соглашение как совокупность правовых норм, фор­мирующих общие принципы и правила мировой торгов­ли, и международную организацию как регулятор взаи­моотношений в торговой сфере между странами - участ­никами ГАТТ. С 1995 г. ГАТТ был переименован в ВТО -Всемирную торговую организацию.

К основным органам ГАТТ относятся Сессия, Совет и Секретариат. Из них только Секретариат является посто­янно действующим органом (расположен в Женеве).

Решения ГАТТ/ВТО принимаются на основе консенсу­са, что означает следующее: для принятия решения по тому или иному вопросу необходимо, чтобы против этого решения не было подано ни одного голоса. Такая модель принятия решений исключает возможность дискримина­ции интересов того или иного участника Соглашения и одновременно требует тщательной, всесторонней и доволь­но глубокой проработки каждого вопроса. С этой целью в рамках ГАТТ/ВТО действует целый ряд всевозможных специализированных комитетов и рабочих групп, действу­ющих на постоянной основе.

За период существования ГАТТ с 1948 по 1994 г. в общей сложности было проведено восемь туров (раундов) многосторонних переговоров (шесть раундов в период с 1948 по 1973 г. седьмой (Токийский) в период с 1973 по 1973 г., восьмой (Уругвайский) — с 1986 по 1994 г.), каждый из которых завершался принятием итоговых до­кументов по вопросам регулирования мировой торговли. Так, например, по итогам Токийского раунда переговоров были достигнуты соглашения по вопросам унификации правил определения таможенной стоимости товаров для целей расчета таможенных платежей (которыми Россия сейчас и пользуется). —

В ходе Уругвайского раунда переговоров (на ее 50-й сессии) была учреждена Всемирная торговая организация — правопреемница ГАТТ, в компетенцию которой вошло не только регулирования вопросов международного обмена товарами, но и международное регулирование сельскохо­зяйственных рынков, рынков услуг и объектов интеллек­туальной собственности.

Структура ВТО несколько иная: ее учредители отказа­лись от модели периодических раундов и поставили про­цесс переговоров, входящих в компетенцию ВТО, на по­стоянную основу.

Высший орган ВТО — Конференция ВТО на уровне ми­нистров государств-участников (созывается не реже одно­го раза в два года). Из постоянных органов главным яв­ляется Генеральный совет ВТО в составе представителей всех стран-участниц организации: на него возлагается ре­шение текущих вопросов и подготовка документов для обсуждения на Конференции.

Подотчетны и подконтрольны Генеральному совету ВТО Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами, Совет по интеллектуальной собственности и три комите­та: Комитет по торговле и развитию. Комитет по нацио­нальным защитным мерам по устранению диспропорций в соответствующих платежных балансах и Комитет по бюджету, финансам и управлению ВТО.

В общем виде к числу основных функций ВТО относятся:

  • Координация действий договаривающихся сторон по реализации многосторонних договоренностей.
  • Организация и проведение многосторонних торговых переговоров.
  • Разрешение споров и разногласий при применении многосторонних договоров в рамках ГАТТ/ВТО.
  • Изучение и обобщение применения мер экономичес­кой политики на национальном уровне в странах-участ­никах ВТО.
  • Координация с другими международными органи­зациями, занятыми в сфере регулирования мировой тор­говли.

Как постоянный орган в рамках ООН действует с 1964 г. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), деятельность которой также имеет непосредственное от­ношение к таможенной сфере. Как и ГАТТ/ВТО учрежде­на эта организация была с целью решения актуальных проблем международных торгово-экономических отноше­ний. Но в отличие от первой, ЮНКТАД акцентирует свое внимание на решении возникающих проблем по созда­нию равных условий для участия в мировой торговле на­ряду с промышленно развитыми странами также и разви­вающихся стран, на решении конфликтов между промыш­ленно развитыми странами и их бывшими колониями и иным образом зависимыми землями.

Высшим органом ЮНКТАД является его Сессия, созы­ваемая не реже одного раза в четыре года в г. Женеве. Постоянно действующим органом является Совет по тор­говле и развитию и Постоянный секретариат, в рамках которого действуют следующие комитеты: Комитет по сы­рьевым товарам, Комитет по готовым изделиям, Комитет по морским перевозкам. Комитет по финансированию тор­говых операций, Комитет по передаче технологий и Спе­циальный комитет по преференциям.

В рамках Конференции ЮНТКАД была разработана и успешно действует Общая система преференций, направ­ленная на предоставление развитыми странами односто­ронних уступок развивающимся странам без их распрост­ранение на развитые государства при перемещении това­ров через таможенную границу.

Кроме этого, в 1980 г. под эгидой ЮНТКАД с целью придания большей устойчивости мировой торговле сырь­евыми товарами посредством объединения финансовых средств экспортеров был создан Общий фонд сырьевых товаров, благодаря деятельности которого удалось добиться отмены либо снижению в развитых странах ввозных та­моженных пошлин на сырьевые товары.

Специализированной международной организацией, за­нимающейся исключительно вопросами таможенно-правового регулирования, является Всемирная таможенная организация (ранее именуемая Советом таможенного со­трудничества — сокращенно СТС). СТС был создан 15 де­кабря 1950 г. в г. Брюсселе специально с целью урегулирования таможенных вопросов на международном уров­не. Его появление было обусловлено теми же причинами, что и ВТО — обусловленной глобализацией мировой тор­говли необходимостью гармонизации и унификации ми­ровой торговли и ее таможенного регулирования не на уровне существовавших до этого торговых обычаях и обыкновениях, а на уровне многосторонних международных межправительственных соглашений.

К основным функциям и задачам СТС относятся:

Изучение всех вопросов, качающихся международ­ного сотрудничества в таможенно-правовой сфере. Исследование и анализ процедурных аспектов нацио­нальных таможенных систем государств — участников СТС с целью их согласования и унификации с общепризнанными. Осуществление сотрудничества с другими междуна­родными организациями и обеспечение необходимой ин­формацией своих членов.

В своей деятельности СТС руководствуется принципом невмешательства в национальную экономическую полити­ку государств — его участников под лозунгом о том, разра­ботанные на основе его деятельности международные дого­воры должны быть призваны всячески облегчать условия мировой торговли за счет формирования единообразной практики осуществления операций по таможенному офор­млению и контролю во всех странах - участниках СТС.

Участником Всемирной таможенной организации (СТС) с января 1992 г. является и Российская Федерация как правопреемница СССР, который вступил в СТС незадолго до своего распада — в июле г. 1991

К числу важнейших международных соглашений в рам­ках СТС, участниками которых является и Российская Федерация, относятся:

  1. Таможенная конвенция о карнете АТА для времен­ного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. (ратифицирована Россией 18 июля 1996 г.).
  2. Конвенция о временном ввозе (стамбульская) от 26 июня 1990 г. (также ратифицирована Россией 18 июля 1996 г.).
  3. Конвенция о гармонизированной системе описания, классификации и кодирования товаров.
  4. Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.
  5. Конвенция о взаимном административном содей­ствии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (именуется еще Конвенци­ей Найроби).
  6. Международная конвенция (Конвенция Киото) об уп­рощении и гармонизации таможенных процедур.

Вкратце охарактеризуем некоторые из них.

Стамбульская конвенция и Конвенция АТА регулиру­ют все основные аспекты временного ввоза товаров, вклю­чая вопросы их таможенного оформления, освобождения от уплаты таможенных платежей и эквивалентных им налогов и сборов и пр. Карнет АТА — это унифицирован­ный международный таможенный документ, который ис­пользуется в качестве товаров под таможенный режим временного ввоза и позволяет не только обеспечить воз­можность идентификации товаров, но и служит между­народно-правовой гарантией обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин и иных налогов.

Конвенция о гармонизированной системе описания, классификации и кодирования товаров позволяет обеспе­чить сопоставимость информации о ввозимых в страну и вывозимых из нее товарах. Использованная в ней систе­ма служит основой для формирования Товарной номенк­латуры товаров, в том числе и в Российской Федерации.

Киотская конвенция (Конвенция Киото) содержит ос­новные требования, касающиеся правил и условий опре­деления статуса товаров для таможенных целей, а также касающихся проверки соответствия заявленного статуса товаров фактическим обстоятельствам ввоза или вывоза этих товаров и их обращения на национальной таможен­ной территории стран-участниц.

Широко применяется в международной таможенной практике Конвенция МДП 1975 г. — конвенция о международной перевозке грузов автомобильным транспортом с применением книж­ки МДП (международного дорожного паспорта) вместо грузовой таможенной декларации.

В настоящее время в рамках Всемирной таможенной организации существует шесть региональных групп, в состав которых входят все страны — участницы СТС/ВТО:

  1. Америка и Карибский бассейн.
  2. Европа.
  3. Северная Африка, Ближний и Средний Восток.
  4. Западная и центральная Африка.
  5. Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Ав­стралия и Океания.

Россия и государства — члены Европейского Союза от­носятся ко второму — европейскому региону, который в рамках СТС является самым большим и включает в себя 40 стран.

Участие в современной международной торговле без членства в ВТО в значительной степени снижает конку­рентноспособность государств на мировом рынке, посколь­ку пользования режимом наибольшего благоприятствова­ния вне членства в ВТО требуется заключение отдельных соглашений об этом с государством-партнером. В этой связи еще в 1992 г. Правительство России начало переговоры со странами — членами Европейского Союза о предоставле­нии ей возможностей свободного экспорта своих товаров в страны так называемого «общего рынка».

Первоначальные переговоры особого успеха не достиг­ли, но позже (на рубеже 1993—1994 гг.) представители Европейского Союза на переговорах с Россией признали нашу страну «страной с переходной экономикой», что в юридическом смысле давало возможность предоставления России во внешнеторговых отношениях тех же льгот и гарантий, что и странам — членам ГАТТ/ВТО. Это означа­ло, что ставки таможенных тарифов на вывозимые из России товары будут устанавливаться в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования, в отношении импортируемых товаров будет применяться национальный режим налогообложения, будут отменены все квоты (ко­личественные ограничения) на экспорт российских товаров и, кроме того, Россия получит возможность приме­нять разумные протекционистские меры для защиты сво­его внутреннего рынка.

В рамках интеграции в мировое экономическое сооб­щество Россия неоднократно вступала в двусторонние соглашения в сфере таможенного дела со странами Евро­пы — членами ВТО.

Так, в 1994 г. в Лондоне был подписан Меморандум о взаимопонимании между ГТК России и ее Величества Та­моженной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, касающийся со­трудничества и взаимной помощи. В 1995 г. между Рос­сией и Францией был подписан межправительственный Финансовый протокол, касавшийся вопросов компьюте­ризации таможен Калининградского таможенного управ­ления, а в Швеции состоялось первое заседание предста­вителей центральных аппаратов таможенных служб, авиа­ционных и морских таможен России и Швеции для про­верки хода реализации Меморандума между ГТК России и ГТУ Швеции о правилах по координации мер таможен­ного контроля в паромном и воздушном сообщении меж­ду Россией и Швецией.

С тех пор объем международно-правового сотрудниче­ства России со странами ВТО многократно возрос, а круг затрагиваемых вопросов значительно расширился. В на­стоящее время Россия стоит на пороге вступления в ВТО.

В соответствии с требованиями ГАТТ/ВТО любой на­циональный таможенный тариф должен стать основным регулятором внешней торговли в государствах Европы, в том числе и в России с учетом ее общей границы со стра­нами Европейского Союза — членами ГАТТ/ВТО. А все­возможного рода административно-правовые ограничения внешней торговли (меры ее нетарифного регулирования) могут использоваться исключительно в целях выхода той или иной страны из тяжелого экономического положе­ния, в целях противостояния недобросовестной конкурен­ции поставщиков иностранных товаров либо по взаимно­му соглашению заинтересованных в этом стран.

Международно-правовое сотрудничество в сфере тамо­женного дела по своему характеру весьма разнообразно и многофункционально. Его главными задачами являются правовое обеспечение единого таможенно-тарифного регу­лирования с учетом общепризнанных международно-пра­вовых норм, формирование оптимальных правовых усло­вий для интеграции национальной экономики той или иной страны в мировое хозяйство и проведение целенап­равленной политики на укрепление стабильности внеш­неторговых отношений.

Присоединение России к ВТО — это на сегодняшний день одна из важнейших внешнеэкономических и внеш­неполитических задач нашей страны, поскольку это по­зволит полностью устранить существующие барьеры для экспорта российских товаров и как следствие — избавить­ся от потерь в торговле в десятки (а то и сотни) милли­онов долларов ежегодно. Серьезным препятствием на пути к этому является непризнание России странами Запада в качестве государства с рыночной экономикой, хотя неко­торые официальные представители этих стран пытаются свести этот вопрос к чисто техническому, лишенному вся­ческой политической подоплеки. Помимо этого, России предлагается ускоренными темпами снизить средневзве­шенную ставку импортного таможенного тарифа до уров­ня 10 % (средневзвешенный уровень для стран-участниц ВТО), что для государства с переходной экономикой прак­тически невыполнимо (в настоящий момент этот показа­тель у на колеблется около 15 %-й отметки). В то же вре­мя, решив эти проблемы и вступив в ВТО, Россия полу­чит как и все страны-участники Соглашения возможность использовать все его правовое пространство для решения и защиты своих внешнеторговых интересов, позволит ей разумно сбалансировать государственные экономические интересы и интересы ряда экономических отраслей, охва­тывая целиком как круг производителей, так и круг по­требителей российских товаров.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2021 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com