Транспорт России
Навигация

Ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств

--


Под особый режим перемещения через российскую таможенную границу попадают отдельные виды продукции и отходов производства, свободная реали­зация которых запрещена в соответствии с указом Президента РФ от 22 февраля 1992 года №179.

В этот список входят:

  • Драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них.
  • Драгоценные камни и изделия из них.
  • Стратегические материалы.
  • Вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, ком­плектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, порох, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и спе­циальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию.
  • Ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и экс­плуатацию.
  • Боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно - техническая документация на их производство и использование.
  • Уран, другие делящиеся материалы и изделия из них.
  • Рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием i радиоактивных веществ и изотопов.
  • Результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фунда­ментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной тех­ники.
  • Шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование.
  • Яды и наркотические вещества.
  • Спирт этиловый.
  • Отходы взрывчатых веществ.
  • Отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни.
  • Лекарственные средства, за исключением лекарственных трав.
  • Лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (патенты и эндокринное сырье) (в редакции распоряжения Президента РФ от 30 октября 1992 года №743-рп).

В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 19) установлен общий порядок наложения запрета на осуще­ствление экспортных и/или импортных операций, исходя из национальных инте­ресов, в понятие которых включаются:

  1. Соблюдение общественной морали и правопорядка.
  2. Охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды в целом.
  3. Защита культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них.
  4. Необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления.
  5. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
  6. Защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации.
  7. Выполнение международных обязательств Российской Федерации.

В том же законе устанавливается запрет на ввоз на российскую территорию товаров, которые:

  1. Не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, вете­ринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, уста­новленным в Российской Федерации.
  2. Не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных в Законе РФ "О сертификации продукции и услуг" и иных рос­сийских нормативных актах.
  3. Запрещены к использованию как опасные потребительские товары.
  4. Имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности" перечисленные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независи­мыми экспертами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Запрет экспорта и/или импорта, устанавливаемый исходя из национальных интересов, оформляется принятием соответствующего федерального закона, ко­торый вступает в силу не ранее 30 дней со дня его официального опубликования.

Товары, ввоз и/или вывоз которых запрещен, подлежат соответственно не­замедлительному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на российскую территорию, если не предусмотрена конфискация таких товаров. Расходы по вывозу или возврату товаров возлагаются на лицо, переме­щающее товары, либо на перевозчика. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток.

Таможенный кодекс РФ в статье 21 предусматривает, что наряду с полным запретом в отно­шении ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации това­ров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: ограничения в торговле отдельными товарами (товарные ограничения), с от­дельными странами или группами стран (географические ограничения), ограни­чения, действующие в течение определенного срока (ограничения по времени).

Ограничения могут устанавливаться в актах российского, а также в источ­никах международного права: международных договорах, решениях междуна­родных организаций (о режиме международных санкций и т.д.). О существова­нии последних (и содержащихся в них ограничений на ввоз и вывоз) ГТК дово­дит до сведения территориальных таможенных органов путем рассылки писем-разъяснений и указаний.

Что же касается актов российского законодательства, устанавливающих ограничения, то они подлежат официальному опубликованию не менее чем за десять дней до их введения в действие, за исключением законов, в отношении ко­торых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

ТК перечисляет важнейшие основания для принятия решения об ограниче­нии на ввоз и вывоз: соображения экономической политики; выполнение между­народных обязательств Российской Федерации; защита экономической основы суверенитета России; защита внутреннего потребительского рынка ответная

мера на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и др.

Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляю­щихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения. Правитель­ство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской федерации, вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответ­ствии с федеральными законами. Непосредственную реализацию задач государ­ственной внешнеторговой политики по защите экономических интересов Россий­ской Федерации, ее субъектов, российских лиц, а также разработку и проведение мер, связанных с регулированием внешнеторговой деятельности, обеспечивает Министерство внешних экономических связей РФ (МВЭС) (ст. 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

МЮС является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отношении которых уста­новлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок.

Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в ис­ключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности Россий­ской Федерации, выполнения международных обязательств России с учетом со­стояния на внутреннем товарном рынке и др.), поскольку в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой дея­тельности" экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федера­цию осуществляются без количественных ограничений. Постановления Прави­тельства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта при­нимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до вве­дения этих ограничений в действие.

Количественные ограничения могут применяться и как защитная мера в от­ношении импорта товара, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторго­вой деятельности"). В целях защиты национальных интересов России при осуще­ствлении экспорта и импорта вооружений, военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного контроля. Номенклатура попадаю­щих под экспортный контроль товаров и услуг определяется перечнями и спи­сками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Прави­тельства РФ. Такие указы Президента РФ вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.

Следует обратить особое внимание на то, что Федеральный закон "О госу­дарственном регулировании внешнеторговой деятельности" "подправил" ст. 21 (ч. 4) ТК. В соответствии с этой нормой ТК "расходы, возникшие у лица, пере­мещающего товары, либо у перевозчика в связи с введением указанных ограни­чений, государственными органами Российской Федерации не возмещаются". Однако в ст. 21 Федерального закона "О государственном регулировании внеш­неторговой деятельности" предусматривается, что российские лица имеют право /на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях, за счет федерального бюджета.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2021 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com