Транспорт России
Навигация

Понятие и виды таможенных режимов

--


Перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможен­ную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режи­мами. Понятие "таможенный режим" служит для обозначения специальной сис­темы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих ком­плексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью ко­торого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэконо­мических отношений.

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном за­конодательстве, это понятие обозначает "совокупность положений, определяю­щих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей" (ст. 18 ТК).

Таможенный режим становится одной из основных категорий российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется: а) конкретный по­рядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории; в) права и обязанности бенефи­циара таможенного режима; (Под бенефициаром таможенного режима здесь и далее следует понимать лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомо­чиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима.)_ г) в некоторых случаях также требования к дан­ному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу.

Таможенный кодекс в статье 23 содержит общий перечень видов таможенных режимов:

  1. Выпуск для свободного обращения.
  2. Реимпорт.
  3. Транзит.
  4. Таможенный склад.
  5. Магазин.
  6. Переработка на таможенной территории.
  7. Переработка под таможенным контролем.
  8. Временный ввоз (вывоз).
  9. Свободная таможенная зона.
  10. Свободный склад.
  11. Переработка вне таможенной территории.
  12. Экспорт.
  13. Реэкспорт.
  14. Уничтожение товаров.
  15. Отказ в пользу государства.
  16. Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.
  17. Вывоз отдельных товаров в государства – бывшие республики СССР.

В зависимости от роли и места таможенных режимов в общем процессе хо­зяйственной деятельности их можно условно разделить на две группы. Для пер­вой характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений порядок примене­ния таможенных средств и методов регулирования. С экономической точки зре­ния таможенные режимы этой группы выступают как относительно самостоя­тельные и завершенные коммерческие операции (выпуск для свободного обра­щения, экспорт, реимпорт, реэкспорт).

Вторую группу составляют так называемые экономические таможенные режимы, отличающиеся более гибким использованием таможенно-правовых ин­струментов регулирования и выступающие своего рода результатом их адапта­ции к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятель­ности. Таможенные режимы второй группы, предоставляя определенные эконо­мические выгоды, допускают использование товара только в строго определен­ных целях. Разрешение на применение таких таможенных режимов выдается только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций. Таким образом, предоставление экономических таможенных режимов носит целевой и индивидуализированный характер.

Правовой механизм использования таможенных режимов объективно предполагает наделение таможенной администрации значительными полномо­чиями. Это выражается в первую очередь в принятии таможенным органом (его должностным лицом) решения о возможности помещения конкретного товара под определенный таможенный режим, т.е. предоставлении в каждой конкретной ситуации разрешения на использование данного режима либо отказе в таковом, исходя из экономической оценки допустимости и целесообразности данной опе­рации с учетом общей концепции государственного регулирования внешнеэко­номической деятельности.

Экономические таможенные режимы предоставляют их бенефициарам за­ранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврата ранее уплаченных таможенных платежей), неприменения мер экономи­ческой политики (количественных ограничений, лицензирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности).

Из установленных в ТК видов таможенных режимов к группе экономиче­ских можно отнести следующие: транзит, таможенный склад, магазин беспо­шлинной торговли, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона, свободный склад, переработка вне таможенной территории. Перечисленные та­моженные режимы имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с коммерческой деятельностью.

С известной долей условности экономические таможенные режимы можно разделить на три группы: режимы, непосредственно отвечающие интересам тор­говли (таможенный склад, магазин беспошлинной торговли), промышленности (режимы переработки) и международных перевозок (транзит).

В зависимости от предназначения, цели использования товаров, помещае­мых под экономические таможенные режимы, различают:

  • Режимы складирования (таможенный склад, свободный склад) - товары сохраняются в неизменном состоянии в ожидании иного предназначения без ка­кого-либо использования, кроме осуществления некоторых операций, позво­ляющих обеспечить хранение товара (например, переупаковка, сортировка и т.д.).
  • Режимы переработки (переработка на (вне) таможенной территории, пе­реработка под таможенным контролем) - товары могут потребляться при со­блюдении заранее установленных условий и требований и только в определен­ных операциях по их обработке и переработке с целью полного либо частичного изменения состояния этих товаров.
  • Режимы, предусматривающие пользование товарами (режим временного ввоза/вывоза), - товары ограниченной номенклатуры могут использоваться по своему назначению, при этом пользование временно ввезенными (вывезенными) товарами исключает любые операции по их переработке и обработке и не должно приводить к изменению состояния товаров, кроме естественной убыли.

Предлагаемые варианты классификации таможенных режимов имеют практическое значение прежде всего для уяснения их роли в механизме таможен­ного регулирования и более детального изучения различных аспектов их право­вой регламентации: выбор и изменение таможенного режима (ст. 25), особенно­сти таможенного оформления и таможенного контроля (ст. 26), место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы (ст. 27), пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, пе­ремещаемыми через таможенную границу.

Законодательство, касающееся порядка применения таможенных режимов, отличается рядом особенностей. В качестве одной из них следует назвать нали­чие многочисленных пробелов, не позволяющих "заработать" в полной мере от­дельным таможенным режимам. Комплексным правовым регулированием охва­чены режимы реимпорта, таможенного склада, уничтожения товаров, магазина беспошлинной торговли, отказа в пользу государства. Использование перечис­ленных таможенных режимов на практике регламентируется специальными по­ложениями, утвержденными приказами ГТК. Положение о конкретном тамо­женном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК и охва­тывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств под данный таможенный режим. Но даже при этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные правом. В этих случаях должностные лица та­можни действуют на основе дискреционных полномочий, то есть по собствен­ному усмотрению. Подобная ситуация не есть исключительно российская прак­тика. Во многих странах допускается наделение таможенников разумным объе­мом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам ад­министративной юстиции.

Большинство установленных Кодексом таможенных режимов до сих пор ждет принятия конкретного комплексного подзаконного акта. Пока они урегу­лированы фрагментарно через указания, разъяснения, письма ГТК.

Очевидно, что отсутствие систематизированного законодательства препят­ствует укреплению режима законности в таможенной сфере. Отставание в право­вом регулировании таможенного механизма негативно воздействует на россий­ские внешнеэкономические отношения.

Список таможенных режимов, предусмотренных ТК (их, как уже отмеча­лось, в этом документе 17), пополняется новыми, учреждаемыми постановле­ниями Правительства РФ в соответствии со ст. 24 ТК. Постановления намечают лишь общие контуры, в деталях же механизм правового регулирования проце­дуры использования нового режима определяется ГТК с обязательным участием заинтересованных ведомств (Минфин, МВЭС, Минэкономика и др.). Следует обратить внимание, что новые таможенные режимы применимы только к отно­шениям, возникающим после введения в действие соответствующих положений ТК.

Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года установ­лен таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Феде­рации за рубежом. Товары, обеспечивающие нормальное функционирование ди­пломатических торговых представительств и консульских учреждений РФ, при помещении под этот режим вывозятся с российской таможенной территории без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономи­ческой политики.

В ноябре 1994 года к общему списку таможенных режимов Правительство РФ добавило еще один режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР. Под его действие могут попасть отдельные товары, предна­значенные для обеспечения деятельности расположенных на территории бывших советских республик лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной или государст­венной собственности субъектов Российской Федерации. Кроме того, предметом таможенного регулирования при использовании данного режима могут стать ин­струменты, материалы и другие товары, необходимые для проведения на терри­тории этих государств на коммерческой основе российскими предприятиями и учреждениями научно-исследовательских работ в интересах России. Заявленные к данному режиму товары вывозятся с российской таможенной территории бес­пошлинно, к ним не могут применяться меры экономической политики, и их от­чуждение возможно только с разрешения российских таможенных органов.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com