|
|||||||||||
Навигация |
|
||||||||||
Понятие и виды таможенных режимов
--
Перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными режимами. Понятие "таможенный режим" служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений. В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает "совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей" (ст. 18 ТК). Таможенный режим становится одной из основных категорий российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется: а) конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения); б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенного режима; (Под бенефициаром таможенного режима здесь и далее следует понимать лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми правомочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать в полном объеме все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима.)_ г) в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу. Таможенный кодекс в статье 23 содержит общий перечень видов таможенных режимов:
В зависимости от роли и места таможенных режимов в общем процессе хозяйственной деятельности их можно условно разделить на две группы. Для первой характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений порядок применения таможенных средств и методов регулирования. С экономической точки зрения таможенные режимы этой группы выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции (выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт). Вторую группу составляют так называемые экономические таможенные режимы, отличающиеся более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные режимы второй группы, предоставляя определенные экономические выгоды, допускают использование товара только в строго определенных целях. Разрешение на применение таких таможенных режимов выдается только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций. Таким образом, предоставление экономических таможенных режимов носит целевой и индивидуализированный характер. Правовой механизм использования таможенных режимов объективно предполагает наделение таможенной администрации значительными полномочиями. Это выражается в первую очередь в принятии таможенным органом (его должностным лицом) решения о возможности помещения конкретного товара под определенный таможенный режим, т.е. предоставлении в каждой конкретной ситуации разрешения на использование данного режима либо отказе в таковом, исходя из экономической оценки допустимости и целесообразности данной операции с учетом общей концепции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Экономические таможенные режимы предоставляют их бенефициарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврата ранее уплаченных таможенных платежей), неприменения мер экономической политики (количественных ограничений, лицензирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности). Из установленных в ТК видов таможенных режимов к группе экономических можно отнести следующие: транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона, свободный склад, переработка вне таможенной территории. Перечисленные таможенные режимы имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с коммерческой деятельностью. С известной долей условности экономические таможенные режимы можно разделить на три группы: режимы, непосредственно отвечающие интересам торговли (таможенный склад, магазин беспошлинной торговли), промышленности (режимы переработки) и международных перевозок (транзит). В зависимости от предназначения, цели использования товаров, помещаемых под экономические таможенные режимы, различают:
Предлагаемые варианты классификации таможенных режимов имеют практическое значение прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации: выбор и изменение таможенного режима (ст. 25), особенности таможенного оформления и таможенного контроля (ст. 26), место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы (ст. 27), пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу. Законодательство, касающееся порядка применения таможенных режимов, отличается рядом особенностей. В качестве одной из них следует назвать наличие многочисленных пробелов, не позволяющих "заработать" в полной мере отдельным таможенным режимам. Комплексным правовым регулированием охвачены режимы реимпорта, таможенного склада, уничтожения товаров, магазина беспошлинной торговли, отказа в пользу государства. Использование перечисленных таможенных режимов на практике регламентируется специальными положениями, утвержденными приказами ГТК. Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств под данный таможенный режим. Но даже при этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют на основе дискреционных полномочий, то есть по собственному усмотрению. Подобная ситуация не есть исключительно российская практика. Во многих странах допускается наделение таможенников разумным объемом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции. Большинство установленных Кодексом таможенных режимов до сих пор ждет принятия конкретного комплексного подзаконного акта. Пока они урегулированы фрагментарно через указания, разъяснения, письма ГТК. Очевидно, что отсутствие систематизированного законодательства препятствует укреплению режима законности в таможенной сфере. Отставание в правовом регулировании таможенного механизма негативно воздействует на российские внешнеэкономические отношения. Список таможенных режимов, предусмотренных ТК (их, как уже отмечалось, в этом документе 17), пополняется новыми, учреждаемыми постановлениями Правительства РФ в соответствии со ст. 24 ТК. Постановления намечают лишь общие контуры, в деталях же механизм правового регулирования процедуры использования нового режима определяется ГТК с обязательным участием заинтересованных ведомств (Минфин, МВЭС, Минэкономика и др.). Следует обратить внимание, что новые таможенные режимы применимы только к отношениям, возникающим после введения в действие соответствующих положений ТК. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года установлен таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом. Товары, обеспечивающие нормальное функционирование дипломатических торговых представительств и консульских учреждений РФ, при помещении под этот режим вывозятся с российской таможенной территории без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики. В ноябре 1994 года к общему списку таможенных режимов Правительство РФ добавило еще один режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР. Под его действие могут попасть отдельные товары, предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территории бывших советских республик лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной или государственной собственности субъектов Российской Федерации. Кроме того, предметом таможенного регулирования при использовании данного режима могут стать инструменты, материалы и другие товары, необходимые для проведения на территории этих государств на коммерческой основе российскими предприятиями и учреждениями научно-исследовательских работ в интересах России. Заявленные к данному режиму товары вывозятся с российской таможенной территории беспошлинно, к ним не могут применяться меры экономической политики, и их отчуждение возможно только с разрешения российских таможенных органов.
--
Назад в раздел Дополнительная информация |
|||||||||||
Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт | Авиация | Морской транспорт | Спецтехника | Пассажирский комплекс | Таможня | Склад | Логистика | ||||
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна. © 2006-2023 «Transportall.ru»
|
| |