Транспорт России
Навигация

Методы определения таможенной стоимости

--


Определение стоимости товаров, перемещаемых через таможенную гра­ницу, с целью расчета взимаемых таможенных пошлин - одна из наиболее сложных процедур таможенной практики, развитие международной торговли обусловило стремление госу­дарств и коммерческих кругов к унификации методов определения таможен­ной стоимости товаров. В настоящее время большинством стран, участвую­щих во внешней торговле, применяется одна из двух международных систем определения таможенной стоимости: "Брюссельская" или "ГАТТовская", и лишь весьма небольшое число стран, не играющих сколько-нибудь значи­тельной роли во внешнеторговом обороте использует собственные нацио­нальные системы определения таможенной стоимости товаров.

В 1950 г. по инициативе ряда стран Западной Европы была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения тамо­женной стоимости товаров, подписанная в Брюсселе. Согласно этому доку­менту "Брюссельская" таможенная стоимость (БТС) определяется как нор­мальная цена товара (т.е. цена, складывающаяся между независимыми друг от друга продавцом и покупателем в условиях полной конкуренции, откры­того рынка), определенная на условиях СИФ в месте пересечения таможен­ной границы страны-импортера товара.

Таможенная стоимость по Генеральному соглашению по тарифам и торгов­ле, т.е. принципы и методы определения таможенной стоимости (установлен­ные в результате Токийского и Уругвайского раунда торговых переговоров в 1973-1979 гг. и 1994 г. соответственно), заключаются в следующем. Соглаше­ние определяет таможенную стоимость как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импор­та, скорректированную с учетом установленных дополнительных начислений к этой цене. При этом устанавливаются четкие условия применения такого подхода к таможенной оценке товаров, а также конкретный перечень возмож­ных дополнительных начислений к цене сделки в тех случаях, когда они не во­шли в эту цену, но были фактически понесены покупателем.

Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР в ГАТТ (ВТО), сохраняет в нем статус наблюдателя и в настоящее время

Ряд важных положений по определению и контролю таможенной стоимости установлены ТК РФ. В частности, в нем установлены особенности опре­деления налогооблагаемой базы при помещении товаров под отдельные та­моженные режимы.

Российское законодательство заимствовало методы определения та­моженной стоимости, выработанные в рамках ГАТТ. Для определения тамо­женной стоимости импортируемых в РФ товаров используются в заданном порядке шесть методов, которым полностью посвящен раздел IV Закона РФ "О таможенном тарифе":

  1. по цене сделки с ввозимыми товарами;
  2. по цене сделки с идентичными товарами;
  3. по цене сделки с однородными товарами;
  4. вычитания стоимости;
  5. сложения стоимости;
  6. резервный.

Причем указанная последовательность применения методов не может быть изменена, т.е. каждый последующий метод применяется, если таможен­ная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Исключение составляют методы 4 и 5, методы сложения и вычитания, последовательность использования которых декларант может устанавливать сам.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами. Этот метод является основным для определения таможенной стоимости для внешнеторговых сделок купли-продажи, т.е. сделок на стоимостной основе. Поэтому начинать оценку нужно с проверки применимости этого метода и в максимально возможной степени использовать этот метод. И только когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к следующему методу оценки.

В целях упрощения и унификации таможенной оценки допускается применение метода 1 для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых по условно-стоимостным сделкам, т.е. сделкам, по которым нет реального движения денежных средств. К такого рода сделкам могут быть отнесены сделки мены (товарообменные операции, среди которых бартерные и компенсационные поставки), поставки в счет гарантии и безвозмездные поставки в форме дара в том случае, если в соответствующих документах - контракте (договоре, соглашении), счете-проформе, таможенной декларации страны вывоза имеется стоимостная оценка каждого из товаров, поставляемых в рамках подобной операции (при условии обязательного выполнения общих требований по применению метода 1.

Пункт 1 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" закрепляет, что таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию РФ товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ (до порта или иного места ввоза), скорректированная с учетом установленных дополнительных начислений к цене. Термин "цена уплаченная" или "подлежащая уплате" означает, что если товары оплачены до их оценки, то есть до даты принятия таможенной декларации к таможенному оформлению, то имеет место "цена уплаченная", и именно она должна быть принята за основу для оценки. Если к моменту оценки оплата за оцениваемый товар еще не произведена, то тогда в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости будет использована цена "подлежащая уплате". При этом цена как фактически уплаченная, так и подлежащая уплате, означает сумму всех платежей за товар в пользу продавца или третьему лицу в пользу продавца, то есть сумму прямых и косвенных платежей.

При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:

а) Расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ:

  • Стоимость транспортировки.
  • Расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров.
  • Страховая сумма.

б) Расходы, понесенные покупателем:

  • Комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара.
  • Стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами.
  • Стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

в) Соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров:

  • Сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров.
  • Инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров.
  • Материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других).
  • Инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории РФ и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров.

г) Лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров.

д) Величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.

Если перечисленные компоненты не вошли в цену товара, то они должны быть добавлены к цене. На практике такая правка к цене получает отражение в специальном разделе декларации таможенной стоимости в виде соответст­вующего дополнительного начисления. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе", к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при определении таможенной стоимости нельзя прибав­лять никакие иные компоненты, за исключением перечисленных выше. Од­нако данные поправки или начисления к цене должны производится лишь при условии, что: эти расходы или платежи действительно имеют место и, следовательно, подтверждаются документально, то есть они должны выпол­няться на основе объективных и подлежащих количественной оценке дан­ных; эти платежи еще не включены в цену товара; эти платежи оплачивают­ся покупателем.

Пункт 2 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" устанавливает ряд ус­ловий, при наличии которых метод 1 по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости. Указан­ный метод не может быть применен, если:

а) Существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением:

  • ограничений, установленных законодательством РФ;
  • ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
  • ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

б) Продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено.

в) Данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.

г) Участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:

  • один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
  • участники сделки являются совладельцами предприятия;
  • участники сделки связаны трудовыми отношениями;
  • один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала;
  • оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
  • участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
  • один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
  • участники сделки или их должностные лица являются родственниками.

В случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена по методу 1 по цене сделки с ввозимыми товарами (например, когда ввозимые товары не являются предметом продажи; или продажа товаров связана с ограничения­ми, касающимися пользования или распоряжения ввозимыми товарами; или продажа сопровождалась определенными условиями, вследствие чего реальная стоимость товаров не может быть определена, либо отсутствует необходимая информация для расчета соответствующих поправок к цене и осуществлению ее корректировок; или продажа осуществлена между взаимосвязанными сторона­ми, и при этом зависимость сторон оказала влияние на величину цены и этот факт не может быть опровергнут либо цена товаров значительно отличается от проверочной (ориентировочной) стоимости, либо отсутствует проверочная сто­имость для целей сравнения и др.), альтернативной базой для исчисления тамо­женной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров является метод по цене сделки с идентичными товарами.

При использовании метода оценки по цене сделки с идентичными това­рами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара при­нимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении условий, указанных в Законе РФ "О таможенном тарифе" (ст. 20). При этом под иден­тичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оценивае­мыми товарами, в том числе по следующим признакам:

  • физические характеристики;
  • качество и репутация на рынке;
  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основани­ем для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют вышеназванным требованиям ст. Закона РФ "О таможенном тарифе". В качестве незначительных различий рассматриваются (признаются) такие, как размер, этикетка, цвет; важно, чтоб эти различия не являлись существенным ценообразующим фактором.

Следует отметить, что идентичными не считаются товары, которые после ввоза в Россию подверглись инженерно-конструкторской проработке, дизайн которых был изменен в России полностью или частично за счет покупателя.

Для того, чтобы отвечать критерию идентичности, сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подле­жащие оценке. В случае, если товары произведены различными лицами в од­ной и той же стране, они могут рассматриваться как идентичные товары только тогда, когда у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оценивае­мые товары.

Пункт 2 ст. 20 Закона РФ "О таможенном тарифе" предусматривает ряд обязательных условий, когда в качестве основы для определения таможенной стоимости используется цена сделки с идентичными товарами. Прежде всего обязательным требованием является условие, что таможенная стоимость идентичных товаров была определена по методу 1. Кроме того:

  • идентичные товары должны быть проданы для ввоза на территорию РФ;
  • идентичные товары должны быть ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
  • идентичные товары должны быть ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях.

В случае, если идентичные то­вары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих услови­ях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность. Однако необходимо по возможности использовать прода­жу идентичных товаров на одинаковых коммерческих условиях и примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Когда случаи подобной продажи не выявлены, можно использовать имевшую место продажу иден­тичных товаров в соответствии с одним из следующих трех условий:

  • продажа на тех же коммерческих условиях, но в разных количествах;
  • продажа на различных коммерческих условиях, но приблизительно в тех же количествах;
  • продажа на различных коммерческих условиях и в разных количествах.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными то­варами, должна быть скорректирована с учетом расходов, включаемых в це­ну сделки при определении таможенной стоимости по методу 1, указанных в п. 1 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе". Причем корректировка долж­на производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений.

В случае, если при применении настоящего метода выявляются более од­ной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

При использовании метода оценки по цене сделки с однородными това­рами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара при­нимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми, при соблюде­нии следующих условий, указанных в ст. 21 Закона РФ "О таможенном тарифе". Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются оди­наковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оце­ниваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:

  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения;
  • производитель.

Сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же . стране, что и товары, подлежащие оценке. В случае, если товары произведе­ны различными лицами в одной и той же стране, они могут рассматриваться как однородные товары только тогда, когда у покупателя и таможенных ор­ганов нет сведений об однородных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары.

Цена сделки с однородными товарами (как и цена сделки с идентичными товарами) принимается в качестве основы для определения таможенной сто­имости, если эти товары:

  • проданы для ввоза на территорию РФ;
  • ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
  • ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях.

В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соот­ветствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документаль­но подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность.

При применении этого метода должна сначала использоваться информа­ция по продаже однородных товаров на одних и тех же коммерческих усло­виях и приблизительно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Когда случаи такого рода продаж не выявлены, можно использовать продажу однородных товаров, имеющих место в соответствии с одним из следующих трех условий:

  • продажа на тех же коммерческих условиях, но в разных количествах;
  • продажа на различных коммерческих условиях, но приблизительно в тех же количествах;
  • продажа на различных коммерческих условиях и в разных количествах.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с однородными то­варами, должна быть скорректирована с учетом расходов, включаемых в це­ну сделки при определении таможенной стоимости по методу 1, указанных в п. 1 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе". Причем корректировка долж­на производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений.

В случае, если при применении настоящего метода выявляются более од­ной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

Рассмотренные методы оценки товаров в таможенных целях базирова­лись на цене сделки, а именно: на цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1), на цене сделок либо с идентичными товарами (метод либо с одно­родными товарами (метод 3). Однако бывают ситуации, когда оказывается невозможным использовать имеющиеся цены сделок или отсутствуют требуемые сделки. В этих случаях, как предусматривается Законом РФ "О таможенном тарифе", установившим иерархию системы методов определения таможенной стоимости, следует пе­реходить к другим альтернативным методам оценки. При этом в отношении методов 4 "Метод на основе вычитания стоимос­ти" и 5 "Метод на основе сложения стоимости" Закон разрешает изменение последовательности их применения: после метода 3, 4, так и метод 5. Это вызвано тем, что два метода могут представлять весьма существенные трудности при их практиче­ском применении.

Для использования цены продажи на внутреннем рынке оцениваемых или идентичных, или однородных товаров, в качестве основы для определения тамо­женной стоимости эта продажа должна отвечать следующим условиям:

1. Товары должны быть проданы в РФ в неизменном состоянии, т.е. в том же состоянии, в котором они были ввезены (п. 1 ст. 22 Закона РФ "О тамо­женном тарифе"). Понятие продажи товаров в неизменном состоянии озна­чает следующее. Операции производственного характера (включая сборку), а также дальнейшая обработка товаров рассматриваются как операции, изме­няющие состояние ввезенного товара. В то же время товар будет считаться не изменившим состояние в том случае, если были произведены операции по удалению иностранных упаковочных материалов, консервантов или простая переупаковка товаров для внутреннего рынка. Товар также считается не из­менившим состояние в случае таких естественных изменений, как усушка то­варов, его испарение (для жидкостей). В том случае, если нет продаж оцени­ваемых, идентичных или однородных ввезенных товаров в неизменном состоянии, то возможно использование в качестве базы для расчета продаж­ной цены за единицу этих товаров на рынке РФ после их дальнейшей обра­ботки на территории РФ с учетом поправок на стоимость этой обработки.

2. Оцениваемые или идентичные, или однородные товары должны прода­ваться одновременно с ввозом оцениваемых товаров или во время, достаточ­но близкое ко времени ввоза оцениваемых товаров; допускается использо­вать данные по продажам, состоявшимся не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров.

3. При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или одно­родных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, покупатель может, при соблюдении установленных требований, ис­пользовать цену единицы товара, прошедшего переработку, с проведением соответствующей корректировки на стоимость, добавленную в процессе пе­реработки. Покупателю при этом потребуется подтвердить (обосновать) та­моженному органу правильность произведенной им корректировки, так как корректировка должна основываться на объективных и количественно опре­деленных данных. Основу расчетов должны составлять принятые формулы и методы определения стоимости работ по переработке товаров в соответству­ющих отраслях производства.

4. Покупатель не должен прямо или косвенно поставлять продавцу бес­платно или по сниженной цене товары или услуги, использованные для про­изводства и продажи для ввоза в РФ импортируемых товаров.

5. Первый покупатель ввезенных товаров на внутреннем рынке не должен быть связан с продавцом (импортером оцениваемых, идентичных или одно­родных товаров).

Для того, чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены, из нее необходимо выделить те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, то есть те затраты, которые про­изведены после ввоза данных товаров на территорию РФ и не должны быть включены в таможенную стоимость.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона РФ "О таможенном тарифе" из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:

  • расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в РФ ввозимых товаров того же класса и вида;
  • суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом или продажей товаров;
  • обычные расходы, понесенные в РФ, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы;
  • стоимость, добавленную в результате сборки или дальнейшей переработки, в случае, если это необходимо.

В основе метода 4 лежит выбор цены, по которой товары продаются в РФ. Использование в рамках метода 4 только цен продажи в РФ оцениваемых то­варов существенно ограничило бы рамки применения этого метода, поэтому как международные нормы, так и российское законодательство предусматри­вает возможность использования в рамках данного метода идентичных или однородных товаров.

Одним из центральных вопросов данного метода оценки является выбор цены, по которой наибольшее агрегированное (совокупное) количество това­ра было продано после ввоза в страну покупателям первого коммерческого уровня, не связанным с продавцом (импортером). Для определения наиболь­шего агрегированного количества суммируются все продажи товара по дан­ной цене. Наибольшее общее количество единиц товара, проданных по одной цене, и будет представлять наибольшее агрегированное количество еди­ниц товара.

При определении достаточного количества товара, по которому может быть принята базовая (исходная) цена для определения таможенной стоимо­сти, учитываются следующие моменты.

Так, если все партии проданы за один раз, то эту продажу следует рассма­тривать как количество, достаточное для установления цены. Если продается лишь часть товара, то решение о достаточности проданного количества долж­но приниматься индивидуально для каждого конкретного случая, учитывая рыночную практику торговли подобными товарами. Например, для сезонно­го товара достаточным для продажи в период межсезонья будет принято меньшее количество, чем при продаже в сезон. Для дорогостоящих товаров (например, оборудование) в качестве достаточного количества может быть признана продажа в количестве 1-2 единиц, в то время, как для мелких за­пасных частей, которые продаются обычно партиями по 1000 шт., продажа в количестве 100-200 единиц может оказаться недостаточной.

При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однород­ных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость и при соблюдении поло­жений пунктов 2 и 3 ст. 22 Закона РФ "О таможенном тарифе".

В случае невозможности определения таможенной стоимости на основе цены сделки с ввозимыми товарами, идентичными или однородными товара­ми, а также на основе продажной цены единицы оцениваемого, идентичного или однородного товара на российском рынке альтернативной базой опреде­ления таможенной стоимости будет стоимость товара, полученная расчетным путем на основе метода сложения (метод 5). По методу 5 рассматривается производство ввезенных товаров и рассчитывается их стоимость. При ис­пользовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве осно­вы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:

1. Стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара.

К материалам, использованным при производстве ввозимого товара отно­сятся: сырье и материалы, комплектующие изделия и детали, полуфабрика­ты, затраты на доставку вышеперечисленных компонентов от места получе­ния до места производства.

В стоимость материалов не включаются суммы, полученные от продажи скрапа (т.е. отходов производства доменных и сталеплавильных цехов, а так­же всякого железного и стального лома, обрезков, стружки, идущих в пере­плавку) или отходов, а также любые внутренние налоги страны производст­ва, если эти налоги подлежат возврату при экспорте готовой продукции.

Производственные издержки должны включать:

  • все издержки, связанные с прямыми затратами труда на производство продукции;
  • все затраты на сборочные операции (при их использовании вместо про­цесса обработки);
  • затраты на машинную обработку (станочные операции и другие), связанные с процессом производства продукции;
  • косвенные расходы, такие как ремонт и техническое обслуживание оборудования, эксплуатация зданий и сооружений, оплата сверхурочного времени и т.д.;

Издержки на изготовление продукции включают все расходы производи­теля, как прямые, так и косвенные. Поэтому учитываются и расходы на со­держание вспомогательного персонала.

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" при расчете указанных издержек в их составе также должны быть учтены подлежащие включению в таможенную стоимость следующие элементы:

  • расходы по упаковке, включая стоимость тары, контейнеров, упаковки, прокладочных материалов, а также стоимость работ по упаковке;
  • стоимость товаров и услуг, предоставленных бесплатно или по сниженной цене покупателем продавцу в связи с экспортом оцениваемых товаров в Россию;
  • инженерно-конструкторская проработка и другие подобные виды работ, если они проведены вне территории РФ.

2. Общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны вывоза това­ров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной грани­цы РФ, и иных затрат.

3. Прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

При определении величины прибыли и общих затрат, характерных для продажи товаров в РФ, учитываются суммы этих компонентов, равные тем, которые обычно отражаются в продажах товара того же класса или вида, что и товары, подлежащие оценке.

Общие затраты, используемые при определении таможенной стоимости по методу 5, представляют прямые и косвенные издержки производства и продажи товара на экспорт.

Таким образом, для определения таможенной стоимости по данному ме­тоду необходима информация об издержках производства оцениваемых това­ров, которую можно получить только за пределами страны ввоза. Как прави­ло, в большинстве случаев производитель находится вне юрисдикции властей страны ввоза (РФ). В этой связи использование метода сложения стоимости на практике обычно ограничено теми случаями, в которых покупатель и про­давец являются взаимозависимыми, и производитель готов представить вла­стям страны ввоза необходимые данные об издержках производства и облег­чить последующую их проверку, если возникнет в ней необходимость.

В случаях, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных в стать­ях 19-23 Закона РФ "О таможенном тарифе" методов определения таможен­ной стоимости либо, если таможенный орган аргументировано считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использова­ны, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом ми­ровой практики. При применении резервного метода таможенный орган Российской Фе­дерации предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.

В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по ре­зервному методу не могут быть использованы:

  • цена товара на внутреннем рынке РФ;
  • цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
  • цена на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения;
  • произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.

Особенностью метода 6 определения таможенной стоимости является то, что в отличие от предыдущих пяти методов он не устанавливает какую-либо специальную исходную базу оценки. Таможенная стоимость должна опреде­ляться по методу мировой практики, т.е. путем гибкого использования всех методов оценки.

На практике резервный метод применяют чаще, чем любой из методов 2-552. Объясняется это тем, что в большинстве случаев таможенные органы на местах не располагают достаточной информацией о ценах идентичных и однородных товаров, а тем более о калькуляции цены товара зарубежного по­ставщика и структуре внутренней цены реализации на территории РФ. По­скольку мировая практика трактует метод 6 как гибкое использование всех предыдущих методов оценки, постольку, при применении этого метода необ­ходимо соблюдать все основные принципы таможенной оценки, относящие­ся к применению методов 1-5. Это означает, что при определении таможен­ной стоимости по методу 6 в качестве базы для таможенной оценки могут использоваться:

  • таможенная стоимость идентичных, однородных товаров или товаров того же класса и вида, принятая таможенным органом и отвечающая установленным требованиям;
  • цена ввозимых, идентичных или однородных товаров либо товаров того же класса или вида, по которой они продаются на внутреннем рынке РФ, скорректированная с учетом разрешенных вычетов.

При применении метода 6 резервного для исчисления таможенной стои­мости оцениваемых товаров (ввозимых) могут также использоваться ценовые данные из нейтральных источников информации (каталоги независимых фирм типа Евротакс, ОТТО и т.п.; издания, содержащие описание конкрет­ного товара и четкое определение структуры цены; публикуемые и рассылаемые официальные прейскуранты цен на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также биржевые коти­ровки цен).

Далее необходимо отметить, что существуют определенные общие требо­вания, обязательные к соблюдению при использовании в рамках метода 6 данных по другим сделкам, а также разрешенной ценовой информации. Во-первых, необходимо учитывать базовые исходные условия конкретных сде­лок (например, такие, как количество закупаемого товара и коммерческий уровень его продажи, наличие скидок с цены, условия поставки и платежей по контракту и др.) Во-вторых, должны также выполняться требования по со­ставу затрат, включаемых в таможенную стоимость. В-третьих, общим требо­ванием по всем исходным ценовым данным, используемым для определения таможенной стоимости по методу 6, является их строгая адресность, то есть цена (стоимость) должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифицирован (коммерчес­кое наименование товара, его описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме изготовителе, материал, технические параметры и прочие характе­ристики в зависимости от вида товара).

В заключение хотелось бы рассмотреть положение п. 2 ст. 24 Закона РФ "О таможенном тарифе" о том, что по резервному методу не может быть ис­пользована цена товара на внутреннем рынке РФ (об этом уже упоминалось выше). Иногда на практике это положение применяется таможенными орга­нами буквально, без учета других положений Закона РФ "О таможенном тарифе", и это приводит к тому, что исключается возможность применения для определения таможенной стоимости товаров метода 6 на базе метода 4 на ос­нове вычитания стоимости. Между тем, суть состоит в том, что не разреша­ется использовать для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 цену товара на внутреннем рынке РФ без соответствующей корректировки, обес­печивающей приведение внутренней цены к требуемой структуре таможен­ной стоимости (т.е. без корректировки, предусмотренной ст. 22 Закона). Для того, чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены на оцениваемые идентичные или однородные товары или на товары того же класса или вида, из нее необходимо выделить те элементы затрат, которые не подлежат включению в таможенную стоимость (напри­мер, ввозная таможенная пошлина, НДС, сборы на таможенное оформление, взимаемые при ввозе товаров на территорию РФ и др.).


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com