Транспорт России
Навигация

Таможенная пошлина

--


Согласно ст. 111 ТК РФ товары, перемещаемые через российскую таможенную границ, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе", который как и ТК РФ дает общее определение таможенной пошлины, не указывая юридическую природу последней.

Пункт 5 ст. 5 названного Закона устанавливает, что таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при возе товара на таможенную территорию Российской Федерации или при вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Между тем не стоит забывать и о том, что отдельные товары в зависимости от вида, страны происхождения, заявленного таможенного режима и других признаков могут освобождаться от уплаты таможенной пошлины в соответствии с таможенно-тарифным законодательством. Например, согласно ст. 109 ТК РФ товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут пе-ремещаться физическими лицами через таможенную границу РФ в упрощенном, льготном порядке, определяемом Правительством РФ и ГТК России в пределах своей компетенции, который может включать полное и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин. взимание таможенной пошлины увязано с получением конкретным лицом, уплатившим пошлину, возможности для полноценной реализации предусмотренного ст. 19 ТК РФ права на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств, на перемещение их через таможенную границу РФ, в том числе и при осуществлении внешнеэкономической деятельности, что соответствует также нормам Конституции РФ (ст. 27). Иначе говоря, чтобы воспользоваться этим правом в полном объеме, нужно уплатить таможенную пошлину.

Таможенную пошлину можно отнести к налогам, причем это федеральный налог, поскольку установление и введение в действие таможенной пошлины осуществляется Федеральным собранием РФ ; это закрепленный налог, поскольку действующее законодательство закрепляет ее как источник доходной части федерального бюджета; это косвенный налог, т.е. налог на потребление, поскольку в конечном счете оплачивается потребителем товаров, в стоимость которых она включается.

Таможенная пошлина обладает основными налоговыми характеристиками. Во-первых, природа таможенной пошлины не содержит признака добровольности уплаты; уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государст-венно-властным принуждением; во-вторых, таможенная пошлина не представляет собой плату за оказание услуги и взыскивается без встречного удовлетворения; в-третьих, поскольку поступления от уплаты таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов, постольку таможенную пошлину можно отнести к общим налогам; в-четвертых, правовое регулирование отношений по уплате таможенных пошлин носит односторонний характер и исключает возможность субъектов этих таможенных правоотношений договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения.

Принципу одностороннего установления таможенных пошлин не противоречит практика заключения между государством и предпринимателем так называемых налоговых договоров. Предметом подобных соглашений является предоставление налоговых льгот с целью стимулирования участия частных предпринимателей в осуществлении государственных социально-экономических планов и программ.

Таможенные пошлины можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от характера осуществляемых внешнеэкономических операций или по объекту взимания различают ввозные (импортные), вывозные (экспортные) пошлины и провозные (транзитные) пошлины.

В зависимости от способа начисления (по способу взимания) таможенные пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

По способу введения таможенные пошлины подразделяются на автономные (автономно-конвенционные), сезонные, особые (специальные, антидемпинговые, компенсационные).

В зависимости от страны происхождения товаров пошлины подразделяются на следующие основные группы: минимальные (базовые), преференциальные, максимальные (генеральные), карательные.

В практике международных таможенных отношений существуют также другие виды таможенных пошлин: протекционистские, фискальные, контингентные, уравнительные, покровительственные, кумулятивные, экспансионистские и другие таможенные пошлины, которые в большинстве своем не получили распространения. Например, протекционистские таможенные пошлины устанавливаются государством (или группой государств) для защиты национальной промышленности и сельского хозяйства (или промышленности и сельского хозяйства государств, объединенных в Таможенный союз) от конкурентных импортных товаров иностранного происхождения. Ставки этих пошлин обычно являются самыми высокими, что в значительной степени препятствует возможности конкуренции импортного товара (по цене) с товаром, произведенным на данной таможенной территории. Однако в соответствии с принципами Заключительного акта первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (1964 г.) право на взимание протекционистских ставок таможенного обложения было предоставлено лишь развивающимся странам. В таможенных тарифах некоторых стран предусмотрены уравнительные таможенные пошлины. К примеру, в Германии такие пошлины определяются комиссией Европейского Союза по просьбе Правительства ФРГ, если выявляются экономические трудности, особенно в связи с регулированием в рамках Европейского Союза рынков сельскохозяйственных товаров. Контингентные таможенные пошлины устанавливаются на контингируемые товары и предусматривают взимание пониженной пошлины до тех пор, пока не будет исчерпан количественный их контингент.

Федеральный закон РФ от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 14) закрепляет, что импортные и экспортные таможенные пошлины устанавливаются "в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике".

Ввозные (импортные) пошлины составляют большую часть таможенных пошлин во всех странах мира, в том числе и в РФ. Выполняя протекционистскую функцию, ввозные пошлины защищают внутренний рынок страны от иностранных конкурентов. Объективной основой ввозных пошлин служит разница между более высокими издержками производителей соответствующих товаров в РФ и относительно низкими мировыми ценами, определяемыми издержками основных производителей таких товаров, поставляющих их на мировой рынок и обладающих устойчивыми конкурентными преимуществами в области производства этих товаров, что позволяет производить их с более низкими издержками. Величина ввозных пошлин представляет собой

Правительство РФ, приступая к либерализации экономики, с 1 января 1991г. отменило импортный тариф. Однако, уже с 1 июля того же года он был введен снова.

С предстоящим вступлением РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) возникнет необходимость к понижению ввозных пошлин, поскольку это будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным товаропроизводителям возможность поэтапно адаптироваться к более низким ввозным (импортным) пошлинам и более жесткой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возмож-ность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства, торгового балансов страны; рационализации структуры ввозимых на терри-торию РФ товаров; пополнения доходной части бюджета РФ.

В настоящее время импортные таможенные пошлины взимаются по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. "О таможенном тарифе — своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (с последующими изменениями). В целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности ставки пошлин Правительством РФ постоянно пересматриваются. Необходимо отметить, что согласно Постановлению Правительства РФ от 22 октября 1997 г. "Вопросы таможенно-тарифной политики" ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары, систематизируемые, в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, не могут изменяться чаще чем один раз в 6 месяцев, а решения Правительства РФ об изменениях ставок ввозных таможенных пошлин вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда такие изменения ведут к понижению ставок.

Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, и в связи с этим решающую роль играют ввозные пошлины. Что касается вывозных (экспортных) пошлин, то "они считаются противоречащими природе рыночных отношений, международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международной торговле".

Между тем, вывозные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования. С принятием Постановления Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. "Об отмене вывозных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет" в РФ с 1 апреля 1996 г. были отменены все экспортные пошлины, а экспортные пошлины на нефть, включая газовый конденсат, согласно п. 2 данного постановления были, отменены с 1 июля 1996 г.

В настоящее время постановлениями Правительства установлены ставки вывозных пошлин на нефть, включая газовый конденсат, металлы, медь и изделия из меди, шкуры, кожа, живая рыба, удобрения, древесные материалы и др.

Длительное время товары, провозимые транзитом через таможенную территорию, облагались таможенными пошлинами. Осознание противоречия такой практики с экономическими интересами государства привело к упрощению условий транзита и освобождению товаров от транзитной пошлины. В России транзитные пошлины, как и в большинстве государств, в настоящее время не взимаются. Подобного рода пошлины сейчас взимаются, например, в Иране.

В зависимости от страны происхождения товаров пошлины подразделяются на следующие основные группы: минимальные, преференциальные, максимальные (генеральные) и карательные.

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с РФ предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Определение РНБ содержится в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. РФ, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами в двухсторонних торговых договорах и соглашениях. В импортном тарифе содержится пе-речень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет РНБ. В этом перечне поименовано свыше 130 государств. Ставки, ввозных таможенных пошлин по каждой позиции товарной номенклатуры, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым РФ предоставляет в торгово-политических отношениях РНБ, являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ, либо страна происхождения которых не установлена, базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие ставки называются максимальными или генеральными.

Преференциальные ставки - разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Российская Федерация имеет собственную систему преференций, пользователем которой являются развивающиеся страны и наименее развитые страны. В соответствии со ст. 36 Закона "О таможенном тарифе" национальная система преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в 5 лет. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций РФ и списка товаров, на которые при импорте на территорию РФ преференциальный режим не распространяется" (с дальнейшими изменениями) установлено, что национальная схема преференций РФ подлежит ежегодному пересмотру на основании мотивированного представления Министерства торговли РФ и Министерства иностранных дел РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Вопросы таможенно-тарифной политики" от 22 октября 1997 г. решения Правительства РФ об изменениях национальной системы преференций РФ вступают в силу не ранее чем через 90 дней после их официального опубликования.

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 6 мая 1995 г. "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин"" установлено, что с 15 мая 1996 г. товары, подпадающие под действие преференциального режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих базовых ставок таможенного тарифа.

Среди пользователей национальной системой преференций особо выделяются так называемые наименее развитые страны, поскольку товары, происходящие из этих стран, ввозятся на российскую таможенную территорию беспошлинно.

Существуют также карательные таможенные пошлины — особо высокие пошлины (в 3—5 раз превышающие генеральные), применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминации, недружественные акты и т.п.

В зависимости от способа начисления согласно ст. 4 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические и комбинированные. Иначе говоря, в РФ применяются эти виды ставок таможенных пошлин.

Адвалорные ставки устанавливают в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Размеры поступлений в доходную часть бюджета в случае выбора в качестве единицы обложения цены товара напрямую зависят от колебаний конъюнктуры товарного рынка. В настоящее время значительное число стран перешло к взиманию адвалорных пошлин.

Единица измерения специфической таможенной пошлины не связана напрямую с ценой; специфическая ставка зависит от веса, объема и других специфических (отсюда и ее название) характеристик товара. В соответствии со ст. 4 Закона "О таможенном тарифе" специфическими пошлинами являются таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен. Если цены на товар растут, то степень обложения специфическими пошлинами по отношению к цене товара понижается. Однако этот недостаток специфических пошлин компенсируется тем, что поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин не уменьшаются в случае резкого падения товарных цен. Кроме того, использование специфических пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей путем занижения фактурных цен на импортные и экспортные товары.

Комбинированные пошлины сочетают оба первых вида таможенного обложения. Иначе говоря, в случае, если в отношении товара установлена комбинированная ставка пошлины, основой для исчисления таможенной пошлины является либо таможенная стоимость товара, либо его количество в зависимости оттого, какая из составляющих комбинированной ставки (адва-лорная или специфическая) подлежит применению. Чаще всего комбинированные пошлины используются как дополнение к специфическим в случае недостаточной эффективности последних.

Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин. Согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" в целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные (ст. 7).

Специальные пошлины применяются:

  • в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
  • в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие, интересы России, со стороны других государств или их союзов.

Специальные пошлины в РФ применяются на основании специального расследования, ответственным за проведение которого является Министерство торговли РФ. Однако, случае если в ходе расследования будет установлено, что задержка с применением специальных защитных мер причинили или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, который будет трудно устранить впоследствии, Министерство торговли РФ на основании предварительного установления явной причинно-следственной связи между возросшим ввозом товара на таможенную территорию РФ и существенным ущербом отрасли российской экономики или угрозой его причинения представляет в Правительство РФ в установленном порядке предложение о введении временной специальной пошлины при условии одновременного проведения расследования в целях получения окончательного заключения о необходимости введения специальных защитных мер (п. 34 Положения о проведении расследования, предшествующего введению спе-циальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г.). На основании этого предложения Министерства торговли РФ в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами", ст. 18 Федерального закона от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" вначале в качестве защитной меры Правительство РФ может применить временную специальную пошлину, срок действия которой не может превышать двухсот дней. Срок проведения расследования, предшествующего проведению специальных защитных мер не должен превышать 9 месяцев.

Временная специальная пошлина вносится плательщиком на депозит ГТК России и не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством РФ окончательного решения о применении специальных защитных мер. В случае, если в результате расследования будет признано нецелесообразным введение специальных защитных мер или будет признано целесообразным введение более низкой ставки специальной пошлины, чем ставка временной специальной пошлины, излишне взысканные суммы подлежат возврату плательщику. В случае, если специальная пошлина введена в размере большем, чем ставка временной специальной пошлины, разница с плательщика не взимается.

Если после окончания расследования принято решение о применении специальной защитной меры путем введения специальной пошлины, срок действия временной специальной пошлины засчитывается в общий срок действия специальной пошлины.

Срок действия специальной пошлины не может составлять более чем четыре года. Однако он может быть продлен Правительством РФ на срок до восьми лет, если в результате повторного расследования будет установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики или угроза его причинения продолжают сохраняться при условии, что отраслью российской экономики принимаются меры по адаптации к меняющимся экономическим условиям.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 марта 2000 г. "О временных мерах по защите российского свеклосахарного комплекса", на основании предварительного расследования, проводимого Министерством торговли РФ по заявлению Союза сахаропроизводителей России, и в соответствии с решением Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике от 24 января 2000 г. о существенном ущербе российскому свеклосахарному комплексу в связи с возрастающим ввозом сахара-сырца тростникового на таможенную территорию РФ Правительством РФ введена временная специальная пошлина на сахар-сырец тростниковый в размере 10 процентов его таможенной стоимости ( с 30 апреля по 14 июня 2000 г.).

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Как правило, антидемпинговые пошлины применяются в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта товара (то есть импорта товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости), всех производителей (экспортеров) данного вида соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств) с учетом практики применения антидемпинговых пошлин в торговых отношениях с данным иностранным государством (союзом иностранных государств). Однако, антидемпинговые пошлины могут быть введены и на индивидуальной основе в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, конкретных производителей (экспортеров) данного товара или объединении таких производителей (экспортеров).

Для определения ставки антидемпинговой пошлины используется демпинговая маржа, то есть отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене. Порядок определения демпинговой маржи регламентирован в ст. 8 Федерального закона от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами".

Демпинговая маржа определяется в результате проведения антидемпингового расследования, при котором определяется нормальная стоимость товара в государстве экспортера. Если определить нормальную стоимость такого товара в государстве экспортера не предоставляется возможным вследствие того, что в этом государстве отсутствует производство такого товара или его продажа в целях потребления при обычном ходе торговли, либо продажа такого товара на внутреннем рынке государства экспортера состав-ляет менее 5% импорта такого товара в Россию, либо в государстве экспортере при проведении антидемпингового расследования используются иные методы определения нормальной стоимости товара, либо в государстве экспортера имела место простая переотправка товара в Россию, Министерство торговли РФ может определять демпинговую маржу на основе сопоставления экспортной цены такого товара с его себестоимостью в стране происхождения товара или на подходящем третьем государстве с учетом необходимых производственных, торговых, административных затрат, общих издержек, а также прибыли.

В РФ антидемпинговые пошлины применяются только на основании ан-тидемпингового расследования, проводимого в соответствии с Федеральными законами от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами" и от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также Положения о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер 11 марта 1999 г. Срок проведения расследования, предшествующего введению антидемпинговой пошлины не должен превышать 12 месяцев. Однако в исключительных случаях, но не ранее чем через 60 дней после начала антидемпингового расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует о наличии демпингового импорта товара и существенном ущербе отрасли российской экономики, причиненном демпинговым импортом товара, а также о том, что задержка с введением демпинговой пошлины может принести непоправимый существенный ущерб российской экономике. Правительство РФ на основании предварительного заключения Министерства торговли РФ может принять решение о введении временной антидемпинговой пошлины на срок до четырех месяцев. Указанный срок может быть продлен до шести месяцев. При этом ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер подсчитанной демпинговой маржи.

Временная антидемпинговая пошлина вносится плательщиком на депозит ГТК России и не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством РФ окончательного решения о введении антидемпинговой пошлины..

В случаях, если будет установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики не причинен или демпинговая маржа не превышает 2%, либо объем демпингового импорта не превышает 3% объема импорта данного товара, платеж, внесенный в счет временной демпинговой пошлины, подлежит возврату плательщику.

В случае введения антидемпинговой пошлины временная антидемпинговая пошлина подлежит перечислению в доход федерального бюджета. Если антидемпинговая пошлина введена в размере, превышающем ставку временной антидемпинговой пошлины, размер в плательщика не взимается. В том случае, если антидемпинговая пошлина ниже, чем временная антидемпинговая пошлина, разница возвращается плательщику, а остаток платежа, внесенного в счет временной антидемпинговой пошлины, перечисляется в феде-ральный бюджет.

Срок действия временной антидемпинговой пошлины засчитывается в общий срок взимания антидемпинговой пошлины. Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или со дня пересмотра ставки такой пошлины в результате антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования или на основании запросов заинтересованных лиц.

Антидемпинговые пошлины взимаются сверх обычных импортных пошлин и носят протекционистский характер.

Компенсационные пошлины применяются в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве и вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации или расширению подобных товаров в РФ (ст. 10 Закона "О таможенном тарифе"). Таким образом, компенсационная пошлина представляет собой инструмент борьбы с негативным влиянием на российскую экономику ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране-импортере прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно (применение системы диф-ференцированных налоговых ставок, ускоренная амортизация, кредитование экспортеров на льготных условиях и т.д.) Например, быстро развивающиеся страны всегда предлагают некоторые виды субсидий для первоначальных иностранных инвестиций, имея в виду их будущую экспортную деятельность.

В Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами", компенсационные пошлины могут применяться только на основании соответствующего расследования. Срок проведения расследования, предшествующего введению компенсационной ' пошлины, не должен превышать 12 месяцев . В исключительных случаях, как и антидемпинговые пошлины. Правительством РФ могут вводиться временные компенсационные пошлины (не ранее 60 дней после начала рассле-дования) на срок до четырех месяцев. Этот срок может быть продлен до шести месяцев.

Временная компенсационная пошлина, как и другие две особые временные пошлины, вносится на депозит ГТК России и не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством РФ окончательного решения о введении компенсационной пошлины.

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. ставка компенсационной пошлины не должна превышать установленной иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии в расчете на единицу соответствующего товара при импорте его в РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О таможенном тарифе" решения в ходе расследования, предшествующего введению специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин должны основываться на количественно определяемых данных. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1997 г. была образована Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешеней торговле и таможенно-тарифной политике, основной функцией которой является организация расследований и подготовка по их результатам соответствующих предложений для Правительства РФ по установлению особых видов пошлин, а также применение количественных ограничений в виде импортных квот на отдельные товары, ввозимые на таможенную территорию России.

Наконец необходимо отметить, что Российская Федерация фактически не использует на практике специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя от нежелательного для страны импорта товаров, хотя "актуальность решения этой проблемы с позиций необходимости обеспечения экономической безопасности страны постоянно возрастает". Между тем, сами российские товары на мировых рынках становятся объектом интенсивного применения к ним защитных мер со стороны развитых западных стран. Те же западные страны активно субсидируют собственных производителей (в первую очередь в сельском хозяйстве и текстильной промышленности), облегчая им интервенцию на внутренний российский рынок. Ущерб российских компаний от введения странами Запада антидемпинговых пошлин на российские товары ежегодно составляет 1 миллиард долларов. Против российских производителей в настоящее время введено 55 различных санкций, что приводит к колос-сальным потерям. А в России до сих пор не проведено ни одного антидемпингового расследования против западных фирм.

Автономные пошлины устанавливаются государством самостоятельно, безотносительно к каким либо торговым обязательствам перед другими государствами. Величина этой пошлины может быть изменена в соответствии с интересами государства без согласования со странами-партнерами. Этот вид пошлин достигает обычно значительных размеров, что используется в ходе двух- и многосторонних переговоров для получения уступок в обмен на снижение ставок автономных пошлин. С активизацией в последние десятилетия многосторонней торговой дипломатии таможенные пошлины, как правило, являются результатом соответствующих международных отношений. Такие пошлины называются автономно-договорными или автономно-конвенционными. В настоящее время большинство государств предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации, поэтому действие каждой таможенно-тарифной уступки автоматически распространяется на торговлю со всеми странами, пользующимися РНБ. Таким образом, ставки автономных пошлин могут применяться, когда они ниже договорных или когда от-сутствует договорная пошлина.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство РФ устанавливает сезонные пошлины (ст. 6 Закона РФ "О таможенном тарифе"), наиболее ярко указывающие на регулирующую роль таможенного налогообложения. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. При обложении товара сезонной пошлиной ставки, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com