Транспорт России
Навигация

Личный досмотр

--


Личный досмотр как вид таможенного досмотра производится в отношении физического лица, если есть основания полагать, что данное лицо скрывает при себе предметы, подлежащие таможенному контролю.

Места возможного нахождения физических лиц, в отношении которых принято решение о производстве личного досмотра.

  1. Место следования лица через таможенную границу РФ (место таможенного оформления). Такими местами, как правило, служат международные морские и воздушные порты, железнодорожные вокзалы, места пересечения таможенной границы (автомобильные пункты пропуска, создаваемые по согласованию с уполномоченными представителями пограничной службы). Пределы подобного рода мест таможенного оформления имеют еще название линий таможенного контроля. Кроме того, местами таможенного оформления могут быть также и транспортные средства, например, железнодорожный пассажирский состав либо морское судно.
  2. Зоны таможенного контроля. Зонами таможенного контроля являются участки местности (территории) или помещения, в пределах которых действуют повышенные требования, установленные таможенным законодательством. Осуществление какой-либо деятельности в зонах таможенного контроля возможно только с разрешения и под контролем таможенных органов. В настоящее время статус зон таможенного контроля имеют территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и свободных таможенных зон. При нахождении физических лиц в зонах таможенного контроля личный досмотр возможен и при отсутствии обязанности по таможенному оформлению (декларированию) товаров. Например, личному досмотру может быть подвергнуто физическое лицо из состава обслуживающего персонала магазина беспошлинной торговли, предпринявшее попытку вынести с сокрытием (при себе) от сотрудников таможенного органа товары, находящиеся под таможенным контролем.
  3. Транзитная зона аэропорта, открытого для международного сообщения. Транзитная зона представляет собой территорию, предназначенную для местонахождения пассажиров, следующих через РФ международными авиарейсами с посадкой в соответствующем российском аэропорту. Следует признать, что по настоящее время как таковых транзитных зон не существует, то есть, нет определенных мест с самостоятельным статусом транзитной зоны, границы которой были бы четко обозначены.

Как правило, в качестве транзитной зоны принято понимать залы ожидания, предназначенные для пассажиров, прошедших таможенный и паспортный контроль и ожидающих посадку на свой рейс. Поэтому применительно к транзитным пассажирам возникает вполне закономерный вопрос:

"Что может явиться причиной или необходимостью производства личного досмотра, если лицо не проходит таможенного оформления и соответственно не обязано подавать таможенную декларацию (ввиду того, что не выпускается с транзитной зоны на остальную часть территории РФ)?".

В данном случае могут рассматриваться несколько поводов. Во-первых, это сведения о фактах передачи предметов с транзитной зоны на остальную часть территории порта или наоборот. Во-вторых, оперативные данные о незаконной транспортировке определенных предметов (наркотические вещества, фальшивая валюта, оружие), изъятых из свободного обращения, если обязанность выявления и пресечения такого перемещения проистекает из международных договоров с участием РФ.

Все эти основания условно можно подразделить на фактические и юридические. К фак-тическим основаниям относится информация о том, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает предметы, подлежащие таможенному контролю и являющиеся (ввиду того, что имеет место предположительное сокрытие) объектами нарушения законодательства о таможенном деле (ч. 1 ст. 189 ТК РФ). Такого рода информация может быть получена из различных источников:

  • сообщения и заявления российских и иностранных лиц;
  • материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов РФ;
  • информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
  • материалы, поступившие от других таможенных органов РФ;
  • информация, полученная сотрудником таможенного органа непосредственно в ходе проведения таможенного оформления либо при применении одной из форм таможенного контроля, осуществляемого вне процедуры таможенного оформления.

К юридическим основаниям следует отнести решение уполномоченного должностного лица таможенного органа о производстве личного досмотра в отношении конкретного физического лица.

Юридическими основаниями могут быть:

  • резолюция начальника таможенного органа (либо лица, его замещающего), поставленная на таможенной декларации физического лица, которого предполагается подвергнуть личному досмотру;
  • резолюция начальника таможенного органа (либо лица, его замещающего), поставленная на рапорте сотрудника данного таможенного органа о необходимости проведения в отношении конкретного физического лица личного досмотра;
  • постановление начальника таможенного органа (либо лица, его замещающего) о проведении личного досмотра в отношении конкретного физического лица.

Из приведенных юридических оснований следует обратить внимание на несколько важных особенностей.

  1. Если возникновение фактических оснований — явление относительно произвольное, то юридические основания проведения личного досмотра (формы решения) избираются начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) в зависимости от конкретных условий (время суток, удаленность места проведения личного досмотра и др.) в целях ускорения начала проведения досмотра (п/п 1.6 п. 1 Приложения).
  2. Решение о производстве личного досмотра может принять как начальник таможенного органа, так и лицо, его замещающее.

Этим перечень компетентных лиц ограничивается и соответственно не может быть распространен на заместителей начальника таможенного органа, если, конечно, кто-либо из них не исполняет обязанности руководителя таможенного органа.

Следующей характерной особенностью личного досмотра являются его субъекты — лица, участвующие в досмотре. Каждый из этих субъектов, в зависимости от занимаемого положения, имеет определенный статус и, кроме того, должен отвечать предъявляемым ему требованиям.

В качестве первого субъекта можно отметить сотрудника таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. К основным требованиям, предъявляемым к сотруднику таможенного органа, относятся такие, как:

  • отсутствие личной заинтересованности в результатах досмотра;
  • нахождение в соответствующем физическом состоянии;
  • одного пола с досматриваемым лицом.

Сотрудник таможенного органа при осуществлении своих функций в целом и личного досмотра в частности представляет и защищает интересы государства. Поэтому полного отсутствия заинтересованности, в принципе, нет и быть не должно. Другое дело — личный интерес. Интерес, обусловленный личным взаимоотношением с досматриваемым лицом, что может сказаться и отразиться на результатах досмотра. Для этих целей к числу наиболее вероятных предпосылок личной заинтересованности относят родственные отношения и иные обстоятельства, позволяющие предполагать наличие заинтересованности (соседство, длительное знакомство, общность интересов и др.).

Сотрудник таможенного органа на момент личного досмотра должен находиться в таком физическом состоянии, при котором он может без ущерба для досматриваемого лица проводить личный досмотр. Речь в данном случае может идти, прежде всего, о надлежащем внешнем виде, поскольку запыленный комбинезон либо иная форма, в которой таможенник собирается подвергнуть физическое лицо личному досмотру, неприемлема для близкого контакта. Кроме того, после длительной проверки багажа возникает вполне естественная усталость, притупление чувств и, возможно, даже спешка, не позволяющая всесторонне обследовать физическое лицо, но главное — выступающая предпосылкой причинения какого-либо вреда (разрыв одежды, грубость, игнорирование просьб и требований досматриваемого).

К обязанностям сотрудника таможенного органа можно отнести общее требование по соблюдению всех необходимых процедурных условий проведения личного досмотра. Такими условиями являются:

  • ознакомление досматриваемого лица с юридическим основанием досмотра (решением уполномоченного должностного лица таможенного органа);
  • объявление досматриваемому лицу его прав и обязанностей;
  • составление протокола личного досмотра и его предъявление для ознакомления всем участникам личного досмотра;
  • разъяснение иным субъектам личного досмотра их прав и обязанностей.

Что касается прав, то это — должностные полномочия, определяемые в основном в части, касающейся таможенного контроля.

Следующий субъект личного досмотра — физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра. Каких-либо общих требований, предъявляемых к данному участнику, на предмет возможного применения по отношении к нему такой формы таможенного контроля, как личный досмотр, не предусмотрено. Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства. Поэтому к числу отсутствующих ограничений можно, в частности, отнести возраст (в таможенной практике нередки случаи использования детей для перевозки запрещенных товаров с сокрытием от таможенного контроля, например, наркотиков), дееспособность.

Одновременно с этим отдельные специальные ограничения все же существуют. Такие ограничения связаны, главным образом, с профессиональным статусом перемещаемого лица. В свою очередь перечень лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов Федеральной службы безопасности и ряд других субъектов. Следует отметить, что в отношении отдельных вышеупомянутых категорий лиц личный досмотр, в принципе, может быть проведен. Однако для этого необходимо выполнить дополнительные требования. Например, сотрудник ФСБ подвергается личному досмотру только в присутствии официального представителя этой службы либо на основании решения суда.

К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений сотрудника таможенного органа, производящего личный досмотр. При этом досматриваемое лицо вправе:

  • ознакомиться с решением (юридическим основанием) о проведении личного досмотра;
  • ознакомиться со своим статусом;
  • добровольно выдать скрываемые предметы;
  • давать объяснения, заявлять ходатайства;
  • пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;
  • знакомиться с содержанием протокола личного досмотра и делать замечания на него, а также получить копию этого протокола;
  • заявлять отводы.

Любопытно отметить, что предусмотрена возможность заявления отвода лишь должностному лицу таможенного органа, несмотря на то, что в досмотре участвуют и иные субъекты. В то же время, исходя из смысла требований, предъявляемых к иным лицам, участвующим в личном досмотре, представляется возможным заявлять отводы в том числе и им.

И еще один вид субъектов личного досмотра, которые принимают в нем участие вне зависимости от особенностей последнего, — это понятые. Понятые — любые, не заинтересованные в результатах досмотра граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста. Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом.

Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями всех отраженных в протоколе личного досмотра сведений о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.

Понятые вправе наблюдать за осмотром предметов (изъятых у досматриваемого лица), делать по поводу произведенных действий замечания, подлежащие занесению в протокол досмотра.

Иные участники личного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностей (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, невладение языком, на котором проводится досмотр, и др.). В качестве таких лиц выступают медицинский работник, специалист, переводчик, законный представитель или сопровождающий несовершеннолетнего либо недееспособного лица.

В общем медицинский работник, специалист и переводчик имеют некоторые сходства по основаниям участия в досмотре, так как обладают соответствующими специальными познаниями и навыками. Вместе с тем по осуществляемым ими функциям они выделяются в самостоятельных участников процедуры досмотра, где каждому присущ свой статус.

Медицинский работник привлекается для целей обследования тела досматриваемого, причем обследование производится им лично. При обследовании тела медицинский работник обязан делать пояснения по поводу осмотра, а также заверять своей подписью содержание протокола личного досмотра и иных документов, оформляемых с его участием. Следует отметить, что медицинский работник — единственный из участников процедуры производства личного досмотра, которому не предъявляются требования по половому признаку.

В ходе обследования тела медицинским работником могут использоваться необходимые медико-технические средства для более тщательного исследования отдельных органов. Основное требование, предъявляемое к использованию подобных предметов, заключается в их безопасности и отсутствии возможности причинения какого-либо вреда.

Роль специалиста заключается в оказании содействия сотруднику таможенного органа (кроме участия в обследовании тела досматриваемого лица специалист в этом случае вообще не должен присутствовать). Содействие может выражаться в обращении внимания сотрудника таможенного органа на возможные места и способы сокрытия искомых предметов, в даче рекомендаций относительно способов обнаружения сокрытий, правильного составления необходимых документов (в части описания мест и способов сокрытия). Как и медицинский работник, специалист обязан давать необходимые пояснения, а также подписывать соответствующие документы. Кроме этого специалист вправе, с разрешения сотрудника таможенного органа, задавать вопросы досматриваемому лицу, использовать научно-технические средства и методы для обнаружения сокрытых предметов и их изъятия из мест сокрытия. Специалист также, если сочтет необходимым, может при подписании протокола личного досмотра делать замечания относительно его содержания, которые в обязательном порядке должны быть занесены в протокол.

И еще один участник личного досмотра, обладающий специальными познаниями, — это переводчик. Участие в личном досмотре переводчика необходимо в случае, когда досматриваемое лицо не владеет русским языком. При исследовании медицинским работником тела досматриваемого лица переводчик не присутствует, однако по просьбе досматриваемого переводчик может быть все же допущен.

Последний возможный участник личного досмотра, имеющий право присутствовать при его проведении, — это законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель) несовершеннолетнего либо недееспособного лица, подвергаемого личному досмотру. При отсутствии законных представителей в досмотре могут участвовать сопровождающие досматриваемых лица. Относительно прав и обязанностей представителей досматриваемого лица ни в законе, ни в Приложении ничего не сказано. Представляется, что здесь имеет место общий подход к институту представительства, где статус представителей рассматривается как производный от статуса представляемого лица. Правда, с одной весьма существенной особенно-стью, а именно невозможностью фактической (полной) замены представителем представляемого (досматриваемого) лица.

Вся процедура личного досмотра разделяется на три взаимосвязанных этапа:

  • подготовительный;
  • непосредственный досмотр;
  • оформление досмотра.

Содержанием подготовительного этапа служат действия по объявлению физическому лицу о намерении применения в отношении его личного досмотра, предъявлению юридических оснований досмотра, препровождению в отдельное помещение, разъяснению прав и обязанностей. В случае добровольной выдачи скрываемых предметов, после подготовительного этапа, личный досмотр перетекает в оформление его результатов.

На этапе непосредственного досмотра производится осмотр и исследование содержимого карманов, включая проверку отдельных предметов, находящихся при досматриваемом (трость, зонт, визитка и др.). Далее исследуется верхняя одежда, нательное белье, тело и, при необходимости, отдельные органы тела. Однако и на этом этапе возможна добровольная выдача скрываемых предметов.

После завершения непосредственного досмотра наступает заключительный этап — оформление досмотра. Документальное закрепление личного досмотра оформляется протоколом, В протоколе должны содержаться все необходимые реквизиты, подтверждающие соблюдение законности производства личного досмотра (начало и ход досмотра, лица, участвующие в досмотре, имеющие место заявления, отводы, замечания, результаты).

Кроме отмеченных моментов к процедуре досмотра предъявляется ряд иных обязательных требований, относящихся к месту досмотра (отдельное изолированное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, исключение доступа в помещение лиц, не участвующих в производстве досмотра), форме досмотра (корректная форма, исключающая унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда), способам досмотра (бережное и аккуратное обращение с имуществом досматриваемого лица, производство вскрытия и разрушения отдельных предметов осуществлять только в требуемой степени), обеспечению безопасности досмотра (предварительная проверка досматриваемого лица на предмет наличия у него оружия, а также иных предметов, пригодных для нападения).


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com