Транспорт России
Навигация

Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам

--


Статья 29 Таможенного кодекса Российской Федерации ус­танавливает, что условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы но таможенным платежам, могут использоваться лишь в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использова­ние указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при ус­ловии уплаты таможенных платежей и выполнения других тре­бований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Пользование и распоряжение такими товарами и транс­портными средствами в иных целях, чем те, в связи с которы­ми предоставлены льготы по таможенным платежам, без раз­решения таможенного органа влечет наступление ответствен­ности, предусмотренной статьей 281 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, для привлечения лица к ответственности по данной статье необходимо установить, что:

  • непосредственным объектом нарушения таможенных правил являются условно выпущенные товары или транспорт­ные средства;
  • в отношении этих товаров или транспортных средств предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;
  • предоставленные льготы носят целевой характер;
  • лицо, получившее указанные льготы, пользуется или рас­поряжается товарами или транспортными средствами, являю­щимися непосредственным объектом нарушения таможенных правил, не в соответствии с этими целями.

Большинство льгот по таможенным платежам носит целе­вой характер, то есть предоставляется лицу для осуществле­ния с товарами и транспортными средствами конкретных дей­ствий. Приведем несколько примеров таких льгот.

На основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе» и статьи 5 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» товары, ввозимые иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностран­ными инвестициями, при условии, что они не являются подак­цизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документа­ми для формирования уставного капитала, и соответствуют общему количеству и стоимости вклада иностранного учреди­теля в уставный капитал, оговоренного учредительными до­кументами, освобождаются от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1997 года № 688 «О внесении дополнений в Указ Президента Рос­сийской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1216 «Об обложе­нии налогом на добавленную стоимость товаров, происходя­щих с территории Украины и ввозимых на таможенную терри­торию Российской Федерации» было предусмотрено освобож­дение от уплаты налога на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввезенных/ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для нужд Министерства обороны Российской Федерации в счет средств, предусмотренных Федеральным бюджетом для финансирова­ния расходов Министерства обороны Российской Федерации, по контракту от 25 июля 1996 года № 148/1697 на сумму 1500 млрд рублей и соглашению к нему от 11 июня 1997 года № 148/1697 на сумму 250 млн долларов США, заключенным между Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Россий­ской Федерации и промышленно-финансовой корпорацией «Единые энергетические системы Украины». При этом такая льгота предоставлялась только при условии, если получателем товаров давалось обязательство о том, что ввезенные/вво­зимые товары будут использоваться в целях капитального строительства и текущего содержания объектов Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федера­ции от 21 мая 1993 года «О таможенном тарифе» от уплаты таможенной пошлины освобождаются транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров. При этом под международными понимаются пе­ревозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов тер­ритории Российской Федерации.

Целевой можно также признать льготу в виде освобожде­ния от уплаты таможенных платежей, предоставляемую физи­ческим лицам, временно ввозящим транспортные средства на основании приказа ГТК России от 30 января 1997 года № 35 «О внесении изменений и дополнений в приказ ГТК России от 15.08.94 № 416». Указанная льгота предоставляется при усло­вии, что в течение срока временного ввоза такое транспорт­ное средство не будет использоваться для производственной или коммерческой деятельности и передаваться в пользова­ние либо владение другому лицу. Поэтому цели предоставле­ния этой льготы могут быть сформулированы как некоммер­ческие.

Часто определяющее значение для решения вопроса об обоснованности привлечения лица к ответственности по ста­тье 281 Таможенного кодекса Российской Федерации имеет выяснение целей предоставления льгот. Приведем пример. Акционерное общество ввезло на территорию Российской Фе­дерации в качестве гуманитарной помощи товар - ящики из гофрированного картона. Указанный товар был признан гру­зом гуманитарной помощи решением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации. При проведении про­верки данной организации на предмет целевого использования гуманитарной помощи было установлено, что товар был ис­пользован для реализации и получения доходов, о чем был со­ставлен протокол о нарушении таможенных правил и вынесе­но постановление о наложении взыскания. Вышестоящим та­моженным органом постановление отменено.

Здесь необходимо пояснить следующее. Гуманитарной помощью признаются безвозмездно передаваемые юридиче­ским и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости, иные предметы, направ­ляемые из зарубежных стран в Российскую Федерацию для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения (Положение о порядке приема, учета, транспорти­ровки, складирования, охраны, распределения и реализации грузов гуманитарной помощи, поступающих на территорию Российской Федерации из-за рубежа, утвержденное постанов­лением Правительства Российской Федерации от 18 марта 1992 года .№ 170). Исходя из этого приказом ГТК России от15 марта 1996 года № 142 «О порядке таможенного оформле­ния и применения льгот по уплате таможенных платежей в от­ношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и техни­ческой помощи» установлено, что для производства таможен­ного оформления товаров, ввозимых на территорию Россий­ской Федерации в качестве гуманитарной помощи, таможен­ному органу представляется обязательство получателя о целевом использовании товаров исключительно для улучшения ус­ловий жизни и быта малообеспеченных групп населения. Од­нако указанным Положением предусмотрена возможность от­несения к гуманитарной помощи иных предметов, т.е. предме­тов, не отвечающих общим критериям гуманитарной помощи, в том числе не предназначенных непосредственно для улуч­шения условий жизни и быта малообеспеченных групп насе­ления. Эти предметы обретают статус гуманитарной помощи в силу признания их таковыми Комиссией по вопросам между­народной гуманитарной и технической помощи при Прави­тельстве Российской Федерации.

В рассматриваемом случае для принятия решения на засе­дание Комиссии были представлены документы, свидетельст­вующие о том, что данный товар будет реализован, а доходы от этих операций будут направлены на предусмотренные уч­редительными документами виды деятельности: благотвори­тельность, милосердие, содержание воскресных школ, восста­новление разрушенных храмов и монастырей. Таким образом, товар был признан гуманитарной помощью с учетом того, что он будет использован на указанные цели (очевидно, что ящики из гофрированного картона не могли быть признаны гумани­тарной помощью исходя из того, что они будут использовать­ся непосредственно для улучшения условий жизни и быта ма­лообеспеченных слоев населения). Более того, в представлен­ном при таможенном оформлении обязательстве о целевом использовании товара указано, что он будет использован для производства товара, доход от реализации которого будет на­правлен на вышеуказанные виды деятельности. При таких об­стоятельствах факт реализации товара и получения прибыли не может свидетельствовать о том, что товар использовался не в соответствии с целями, в связи с которыми предоставлены льготы по таможенным платежам.

Из диспозиции статьи усматривается, что объективную сторону нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 281 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации, образуют пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных це­лях, чем те, в связи с которыми такие льготы были предостав­лены. Следует отметить, что факт предоставления льгот по уп­лате таможенных платежей должен предшествовать факту пользования и распоряжения товарами и транспортными сред­ствами. В практике же таможенных органов встречаются ситуации, когда физические лица привлекаются к ответственно­сти по данной статье при следующих обстоятельствах. Ино­странное лицо выдает российскому лицу в третьей стране до­веренность на управление автотранспортным средством, после чего приезжает в Российскую Федерацию и при ввозе получа­ет льготу по таможенным платежам. На территории Россий­ской Федерации указанный автомобиль используется уже рос­сийским лицом, на которого оформлена доверенность. По­скольку под распоряжением понимается одно из правомочий собственника, позволяющее ему решить юридическую судьбу вещи, а оно произошло на территории иностранного государ­ства, в данном случае в действиях иностранного лица отсутст­вует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 281 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Статья 281 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает наступление ответственности в виде штрафа в размере от 100 до 300 процентов суммы таможенных плате­жей, не уплаченных в связи с предоставлением льгот, с отзы­вом лицензии или квалификационного аттестата или без их от­зыва.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com