|
|||||||||||
Навигация |
|
||||||||||
Общие условия производства по делам о нарушении таможенных правил
--
Привлечение лица к ответственности за нарушение таможенных правил может осуществляться двумя способами: путем заведения дела о нарушении таможенных правил, ведения производства по нему, его рассмотрения и вынесения по нему постановления либо посредством составления акта о наложении взыскания за нарушение таможенных правил по упрощенной форме. Оба способа равным образом используются таможенными органами при осуществлении ими административной юрисдикции. Говоря о первой из вышеупомянутых возможностей, следует отметить, что производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение представляет собой сложную систему нередко весьма протяженных во времени процессуальных действий, совершаемых с целью своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 289 Таможенного кодекса Российской Федерации дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым со дня составления протокола о нарушении таможенных правил либо протокола об административном задержании. Причем протокол о нарушении таможенных правил составляется о любом случае обнаружения правонарушения (ст. 299 ТК РФ). Таким образом, в тех случаях, когда административное задержание было осуществлено как мера пресечения правонарушения до начала производства по делу, протокол о нарушении таможенных правил будет дублировать протокол об административном задержании, но датой заведения дела будет считаться дата составления последнего из названных документов. Как уже отмечалось при рассмотрении общих положений об ответственности за нарушения таможенных правил, дело о нарушении таможенных правил заводится только при наличии определенных обстоятельств, именуемых поводами и основаниями к заведению дела. Основаниями для заведения дела о нарушении таможенных правил являются любые достаточные данные, указывающие на признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного правонарушения (ст. 293, 294 ТК РФ). Причем единый критерий достаточности таких данных до настоящего времени не выработан, что создает проблему точного определения момента обнаружения нарушения таможенных правил. К примеру, распространенной является ситуация, когда на таможенной территории Российской Федерации задерживается автотранспортное средство, водитель которого не может документально подтвердить законность пересечения таможенной границы Российской Федерации (мотивировка может быть различной: от потери документов до невыдачи ему таковых на пограничном пункте пропуска). Для некоторых таможенных органов само по себе отсутствие на момент задержания подобных документов является достаточным основанием для составления протокола о нарушении таможенных правил по признакам статьи 276 Таможенного кодекса Российской Федерации (Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля). Иными же таможенными органами до принятия такого решения осуществляется ряд запросов по всем пограничным пунктам пропуска с целью выяснения факта пересечения задержанным автотранспортным средством таможенной границы Российской Федерации. Протокол же о нарушении таможенных правил составляется только в случае поступления отрицательных ответов из всех запрошенных таможенных органов. Сложно сказать, какой из вариантов поведения представляется наиболее правильным, поскольку каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Немедленное заведение в подобном случае дела о нарушении таможенных правил соответствует принципу срочности привлечения лиц к ответственности за правонарушение, способствует профилактике затягивания производства по делу. В то же время предварительная проверка позволяет избежать ущемления прав и свобод лиц, необоснованного задержания их имущества и т.д. Следует отметить, что неоднократно высказывалось мнение о том, что в случае невозможности определения субъекта ответственности дело о нарушении таможенных правил не может быть заведено, а заведенное дело подлежит прекращению, поскольку отсутствует один из элементов состава нарушения таможенных правил - субъект правонарушения. Данная проблема представляется надуманной, поскольку невозможность идентифицировать конкретное лицо в качестве правонарушителя не говорит об отсутствии такого лица вообще. В большинстве случаев лицо, нарушившее таможенные правила, удается установить в ходе производства по делу, заведенному в отношении неустановленного лица. Если же определить правонарушителя не удается. Таможенный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность рассмотрения дела о нарушении таможенных правил в его отсутствие и вынесения постановления по делу в отношении неустановленного лица (ч. 3 ст. 363 ТК РФ, ч. 6 ст. 365 ТК РФ). В соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации при непосредственном обнаружении должностными лицами таможенного органа нарушения таможенных правил дело заводится безотлагательно. Для ситуаций, когда полученная информация указывает на признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения таможенных правил, но требует обязательной проверки (например, сведения, полученные от юридических и физических лиц, из средств массовой информации). Таможенный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько сроков ее осуществления (ст. 294 ТК РФ). Информация, полученная при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, подвергается проверке в течение времени осуществления таможенного контроля или таможенного оформления. В остальных случаях проверка должна быть закончена в срок не более трех суток со дня получения информации, а в исключительных случаях - не более десяти суток. На практике сроки проверки редко составляют менее установленных для исключительных ситуаций. В процессе проведения предварительной проверки должностное лицо таможенного органа вправе проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для проверки документы, сведения и объяснения. В случае установления в ходе проведения проверки обстоятельств, исключающих производство по делу о нарушении таможенных правил (ст. 291 ТК РФ), принимается решение об отказе в заведении дела о нарушении таможенных правил, оформляемое постановлением. Оно выносится должностным лицом таможенного органа, проводившим проверку, применительно к порядку, предусмотренному статьей 357 Таможенного кодекса Российской Федерации (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года № 03-43/10147 «О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил»). Итак, первым и основным документом, с которого начинается дело о нарушении таможенных правил, является протокол о нарушении таможенных правил либо протокол об административном задержании. Таможенное законодательство не устанавливает единой формы и содержания протокола об административном задержании. Вместе с тем требования к оформлению данного документа определены в статье 240 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Согласно указанной статье в протоколе указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и самим задержанным. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается запись об этом. В соответствии со статьей 299 Таможенного кодекса Российской Федерации в протоколе о нарушении таможенных правил отражаются сведения о дате и месте его составления, должностном лице таможенного органа, составившем протокол, лице, привлекаемом к ответственности (если оно установлено), товарах и транспортных средствах, изъятых на основании статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации, свидетелях, если они имеются, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела в точном соответствии с законом. Важнейшей частью протокола является его описательная часть, содержащая данные о существе нарушения таможенных правил, месте и времени его совершения. В отличие от других частей протокола, в которых указываются сведения информационного характера и заполнение которых, как правило, не вызывает затруднений, описательная часть не всегда составляется верно. На практике довольно редко удается совместить относительную лаконичность содержащейся в ней информации о существе нарушения таможенных правил с четкостью изложения. Вполне естественно, что при изучении протокола о нарушении таможенных правил, содержание которого сводится к следующему: «В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий остановлен автомобиль», невозможно установить, по какому факту заведено дело о нарушении таможенных правил. Конечно, таких мини-протоколов сейчас практически не встречается, но и большой объем информации не всегда позволяет однозначно определить сущность правонарушения и обстоятельства его совершения. Так, в материалах дела о нарушении таможенных правил, заведенного в отношении одной организации, имелся протокол о нарушении таможенных правил следующего содержания: «По информации налоговой полиции по Западной области от 12 октября 1995 года 000 «Яблочко» зарегистрировано согласно свидетельству от 3 апреля 1994 года № 18, директор Иванов И.И., прописан ул. Федорова, д. учредителей нет. Организация никаких отчетов с момента открытия не представляла. По имеющимся материалам от 30 мая 1996 года директором является Сидоров С.С. По адресу ул. Федорова, д. 11, находится частный дом, в котором проживает пенсионерка Петрова П.П., по объяснению которой ни Иванов, ни Сидоров не проживают и никакой фирмы нет». Согласно положениям статьи 290 Таможенного кодекса Российской Федерации производство по делу о нарушении таможенных правил ведется должностным лицом таможенного органа, непосредственно обнаружившим нарушение таможенных правил. Поскольку практически все правонарушения обнаруживаются в ходе проведения таможенного контроля либо таможенного оформления, протоколы о нарушении таможенных правил составляются и первоначальные действия по установлению и закреплению следов правонарушения проводятся в большинстве случаев функциональными отделами таможенных органов (отделами таможенного оформления и таможенного контроля, таможенной стоимости и валютного контроля, таможенных платежей, таможенной инспекции, таможенных режимов, контроля за доставкой товаров и т.д.). Процент дел, заводимых должностными лицами отделов правоохранительного блока (отделов таможенных расследований, по борьбе с таможенными правонарушениями, дознания и т.д.), значительно меньше. Как правило, его составляют дела, заводимые по материалам, поступившим из иных правоохранительных и контролирующих органов. Впоследствии на основании решения начальника таможенного органа, должностное лицо которого ведет производство по делу о нарушении таможенных правил, либо его заместителя материалы дела передаются в отдел таможенных расследований. В некоторых таможенных органах все производство по делу осуществляется функциональными отделами, что обусловлено разными обстоятельствами, среди которых можно назвать большую загруженность сотрудников отделов правоохранительного блока. Положениям Таможенного кодекса Российской Федерации такой порядок не противоречит, однако иногда при подобном распределении функций забывается, что производство по делу о нарушении таможенных правил должно вестись должностным лицом, имеющим хотя бы общее представление о принципах и основах привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенных правил. Так, в ходе осуществления контрольной проверки одного из таможенных органов было установлено, что производство по делам о нарушениях таможенных правил ведется отделом таможенной охраны, что само по себе абсурдно.
--
Назад в раздел Дополнительная информация |
|||||||||||
Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт | Авиация | Морской транспорт | Спецтехника | Пассажирский комплекс | Таможня | Склад | Логистика | ||||
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна. © 2006-2023 «Transportall.ru»
|
| |