|
|||||||||||
Навигация |
|
||||||||||
Доказательства по делу о нарушении таможенных правил
--
Соответственно, доказательствами по делу о нарушении таможенных правил признаются любые фактические данные, которыми устанавливаются вышеперечисленные обстоятельства, а также иные факты, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 321 ТК РФ). Такие данные устанавливаются:
Выделение документов, полученных при осуществлении таможенного оформления, таможенного контроля либо в ходе производства по делу и его рассмотрения, в отдельный вид средств доказывания обусловлено, прежде всего, тем, что они составлялись и представлялись под контролем (при участии) должностного лица таможенного органа, в связи с чем обладают большей степенью надежности, чем остальные средства доказывания. Особые требования Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает по отношению к такому средству доказывания, как заключение эксперта. Во-первых, оно должно быть составлено именно в форме экспертного заключения. Нередко к делам о нарушениях таможенных правил приобщаются справки экспертных учреждений или акты судебной экспертизы, которые средствами доказывания по делу о нарушении таможенных правил не являются. Во-вторых, экспертное заключение должно быть дано лицом, обладающим для этого достаточным объемом полномочий и знаний. Как показывает практика, лицами, привлекаемыми к ответственности за нарушения таможенных правил, а нередко и должностными лицами таможенных органов роль экспертного заключения сильно преувеличивается. Встречаются дела о нарушениях таможенных правил, решения по которым основываются на этом документе, несмотря на то что иные материалы дела противоречат ему. Ссылки на получение экспертных заключений, противоречащих материалам дела и выводам, изложенным в постановлении по делу, достаточно часто встречаются и в жалобах лиц, поступающих в вышестоящие таможенные органы. В то же время в соответствии со статьей 326 Таможенного кодекса Российской Федерации заключение эксперта не является обязательным для должностного лица таможенного органа, ведущего производство по делу или рассматривающего его (конечно, несогласие с ним должно быть мотивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела). Кроме того, в силу положений указанной статьи заключение, подготовленное не по поручению должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, либо не по поручению должностных лиц других правоохранительных органов, у которых находятся или находились материалы, имеющие отношение к делу о нарушении таможенных правил, заключением эксперта не является. Фактические данные, содержащиеся в таких документах, не признаются даже доказательствами по делу, если эти документы не обладают признаками вещественных или письменных доказательств. Различие письменных и вещественных доказательств состоит в том, что в письменных доказательствах изложены либо с их помощью удостоверяются факты и обстоятельства, имеющие значение для дела, а вещественные доказательства хранят на себе следы правонарушения либо служат средством к обнаружению противоправного деяния, выявлению лица, его совершившего, а также к установлению фактических обстоятельств дела. Если же письменное доказательство, к примеру, не только подтверждает какие-либо сведения, но и способствует определению личности правонарушителя, то в силу наличия таких признаков оно является вещественным доказательством (ст. ТК РФ). Так, договор купли-продажи, приобщенный к материалам дела, заведенного по факту незачисления валютной выручки от экспорта товаров в установленные законом сроки (ст. 273 ТК РФ), будет свидетельствовать исключительно о факте совершения внешнеторговой сделки. В случае же совершения лицом нарушения таможенных правил, выразившегося в приобретении товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил (ст. 280 ТК РФ), такой документ будет способствовать установлению самого факта правонарушения. Кроме приведенного выше юридического различия, к письменным доказательствам относятся только акты, справки, письменные сообщения и другие документы, составляемые или представляемые юридическими и физическими лицами. Письменные доказательства хранятся в деле. Они могут быть как представлены вышеупомянутыми лицами, так и затребованы должностным лицом таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. На основании письменного запроса указанного должностного лица государственные органы и иные лица обязаны бесплатно предоставить необходимую для разрешения дела информацию, в том числе и предназначенную для служебного пользования или представляющую коммерческую или иную охраняемую законом тайну (ст. 344 ТК РФ). Если в получении запрошенной информации будет необоснованно отказано, таможенный орган вправе осуществить изъятие необходимых документов. В связи со сказанным следует отметить, что в настоящее время при осуществлении своей деятельности таможенные органы сталкиваются со следующей проблемой. В соответствии со статьей Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» кредитные организации обязаны предоставлять информацию о счетах физических лиц только им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - также органам предварительного следствия. Что касается получения сведений о счетах юридических лиц, названный Закон предоставляет таможенным органам право на их получение только в случаях, установленных таможенным законодательством. Коммерческие банки не исполняют требование таможенного органа о получении такой информации, ссылаясь на то, что положения статьи 344 Таможенного кодекса Российской Федерации распространяются исключительно на государственные органы и лица (при этом утверждается, что под лицами понимаются только физические лица). Однако эта позиция не соответствует положениям статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации. Вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил служат:
Вещественные доказательства приобщаются к делу о нарушении таможенных правил путем указания их в соответствующей графе протокола о нарушении таможенных правил либо отдельным процессуальным действием. В последнем случае об их приобщении к материалам дела выносится постановление. Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественные доказательства не могут быть приобщены к делу вышеозначенными способами, должностным лицом таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело, составляется справка о месте их нахождения, которая прилагается к делу. Вещественные доказательства должны быть подробно описаны в протоколах о нарушении таможенных правил, изъятия, производства таможенного обследования или в иных протоколах. При необходимости они могут быть сфотографированы или зафиксированы с помощью других технических средств и по возможности должны опечатываться. Должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, обязано принять все меры к обеспечению сохранностивещественных доказательств до окончательного разрешения дела. Как правило, это осуществляется путем их помещения на склады временного хранения, принадлежащие таможенному органу, либо подшивания их к материалам дела о нарушении таможенных правил, если такими средствами доказывания являются документы. В случаях, когда хранение вещественных доказательств требует особых условий (определенной температуры, влажности, освещения и пр.), практикуется также их передача на ответственное хранение третьим лицам, иногда даже лицу, привлекаемому к ответственности. Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, после осмотра могут быть возвращены лицу или переданы специализированным организациям для реализации либо переработки. Вопрос о возврате стоимости таких предметов, вырученной от их реализации, решается в соответствии с решением, принятым по делу о нарушении таможенных правил (п. 14 ст. 327 ТК РФ). Для признания фактических данных доказательствами по делу о нарушении таможенных правил они должны обладать определенными признаками: допустимостью (получением в соответствии с требованиями закона) и относимостью (наличием объективной связи между содержанием доказательств и обстоятельствами правонарушения). В качестве примеров требований о допустимости доказательств можно привести следующие. Протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении, должны удостоверять только обстоятельства и факты, установленные при проведении указанных действий (ст. 323 ТК РФ). Таким образом, протокол о нарушении таможенных правил, составленный по материалам, поступившим из иных правоохранительных органов, средством доказывания по делу о нарушении таможенных правил не является, поскольку содержащиеся в нем фактические данные не установлены в надлежащем порядке. Все документы приобщаются к материалам дела в подлиннике, копия может быть представлена только должным образом заверенная (в том числе сотрудником таможенного органа) и исключительно с разрешения должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил (ст. 336 ТК РФ). Если для производства по делу или его рассмотрения необходима лишь часть документа, представляется надлежащим образом заверенная выписка из этого документа. Должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законодательством Российской Федерации (ст. 322 ТК РФ). Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. В частности, показания лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил (вне зависимости от их окраски - отрицания или признания вины в совершении правонарушения), подлежат проверке наравне с иными доказательствами по делу. Фактические данные, содержащиеся в материалах дела о нарушении таможенных правил, сведения о вещественных и письменных доказательствах, а также сведения о вызове лиц в таможенные органы в связи с производством по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрением и данные об этих лицах могут быть оглашены до рассмотрения такого дела только с разрешения должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого оно находится, либо начальника этого или вышестоящего таможенного органа или его заместителей, а также начальника или заместителя начальника структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России.
--
Назад в раздел Дополнительная информация |
|||||||||||
Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт | Авиация | Морской транспорт | Спецтехника | Пассажирский комплекс | Таможня | Склад | Логистика | ||||
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна. © 2006-2023 «Transportall.ru»
|
| |