Транспорт России
Навигация

Запчасти и принадлежности для бытовои техники запчасти для бытовой техники.

Порядок производства конкретных процессуальных действий

--


В целях доказывания обстоятельств, определенных статьей 320 Таможенного кодекса Российской Федерации, обеспече­ния производства по делу о нарушении таможенных правил, своевременного и правильного его разрешения, а также ис­полнения постановления по нему в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения осуще­ствляется ряд процессуальных действий.

В их число входят:

  • доставление лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в таможенный орган;
  • административное задержание;
  • опрос лиц по делу о нарушении таможенных правил;
  • истребование документов, необходимых для производст­ва по делу о нарушении таможенных правил или его рассмот­рения;
  • изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов;
  • оценка изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов;
  • наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество;
  • проведение таможенного обследования;
  • осмотр;
  • предъявление товаров, транспортных средств, докумен­тов на них и иных предметов для опознания;
  • получение необходимой для производства по делу о на­рушении таможенных правил или его рассмотрения информа­ции от физических и юридических лиц;
  • проведение ревизии, проверки, инвентаризации по делу о нарушении таможенных правил;
  • назначение экспертизы;
  • взятие проб и образцов для проведения экспертизы.

Представляется интересным заострить внимание на тех из них, которые взывают наибольшее количество проблем либо производятся наиболее часто.

Пожалуй, основным процессуальным действием, на кото­ром «строится» практически все дело о нарушении таможен­ных правил, является опрос лиц по делу. При этом они опра­шиваются в качестве лиц, привлекаемых к ответственности, или их представителей либо в качестве свидетелей. Опраши­ваться по обстоятельствам правонарушения могут физические лица, в том числе должностные лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица. Они вызываются повесткой, телефонограммой, телеграммой или путем использования иных средств связи. Опрашиваемые лица обязаны явиться по вызову и дать объяс­нения по существу дела. Должностное лицо таможенного ор­гана, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, должно удостоверить­ся в личности опрашиваемого, выяснить, владеет ли он рус­ским языком (то есть языком, на котором ведется производст­во по делу), нуждается ли он в услугах переводчика, и разъяс­нить опрашиваемому его права и обязанности. При этом лицо, опрашиваемое в качестве свидетеля, предупреждается об ад­министративной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, если лицо может нести такую ответствен­ность.

Процедура опроса начинается с того, что лицу, привлекае­мому к ответственности за нарушение таможенных правил, или его представителю задается вопрос о том, признает ли оно себя виновным в совершении нарушения таможенных правил (совершившим его), а свидетель уведомляется об обстоятель­ствах, в связи с которыми он вызван для опроса. Лицо, при­влекаемое к ответственности, либо его представитель должны быть уведомлены о возможности заявления отвода должност­ному лицу таможенного органа, в производстве или на рас­смотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. Затем опрашиваемое лицо дает объяснения по сущест­ву дела, после чего должностное лицо таможенного органа, проводившее опрос, предлагает изложить информацию в со­ставленном им протоколе. Если опрашиваемое лицо по каким-либо причинам не хочет или не может собственноручно изло­жить свои объяснения по существу дела либо если должност­ное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмот­рении которого находится дело о нарушении таможенных правил, считает это необходимым, устные объяснения опра­шиваемого лица заносятся в протокол самим должностным лицом. В ходе опроса опрашиваемому лицу могут задаваться вопросы.

По окончании опроса опрашиваемый знакомится с содер­жанием протокола и своей подписью удостоверяет верность данных им объяснений. При этом он вправе требовать внесения дополнений и изменений в запись его устных объяснений. В случаях, когда опрос производится с участием переводчика, специалиста или законного представителя физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, все эти лица подписывают протокол в целом, а пере­водчик подписывает также каждую страницу в отдельности. В случае невозможности подписания протокола опроса в силу физического недостатка лица, либо если оно по иной причине лишено возможности сделать это, приглашается постороннее лицо, не заинтересованное в исходе дела, которое с согласия опрашиваемого удостоверяет своей подписью правильность записи объяснений.

Одним из процессуальных действий, производимым в це­лях обнаружения следов правонарушения, выяснения обстоя­тельств, имеющих значение для дела, является осмотр местно­сти, помещений, товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов. Осмотр может проводиться как при составлении протокола о нарушении таможенных правил, о проведении таможенного обследования, об изъятии предме­тов, так и в качестве самостоятельного процессуального дей­ствия. Как самостоятельное процессуальное действие осмотр осуществляется в присутствии понятых и допускается, только если товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы оказались у должностного лица таможенного органа в результате проведения таможенного контроля, произ­водства таможенного оформления либо ранее проведенных процессуальных действий. В противном случае осмотр допус­кается исключительно при наличии согласия владельца осмат­риваемых предметов. При осмотре допускается осуществление измерений, применение фото- и киносъемки, видеозаписи, со­ставление планов, чертежей, схем, взятие проб и образцов, из­готовление слепков и оттисков следов правонарушения, сня­тие копий с документов.

Если по делу о нарушении таможенных правил, находяще­муся в производстве или на рассмотрении должностного лица таможенного органа, исчерпаны другие средства для установ­ления обстоятельств, имеющих значение для дела, может на­значаться проведение ревизии, проверки финансово-хозяй­ственной деятельности лиц, привлекаемых к ответственности, а также инвентаризации принадлежащих им товаров и транс­портных средств. Проведение таких действий осуществляется на основании постановления начальника таможни, а также на­чальника и руководителя структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил регионального таможенного управления и ГТК России либо их заместителей. Данным постановлением определяется государ­ственный орган либо иное юридическое лицо, которым пору­чено проведение ревизии, проверки, инвентаризации, а также персональный состав ревизоров и специалистов. Проверяемое лицо уведомляется о результатах проведения названных про­цессуальных действий в пятидневный срок после их заверше­ния.

В случае, если производство по делу о нарушении тамо­женных правил ведется по статье Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации, предусматривающей взыскание в виде штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров и транс­портных средств, являющихся непосредственным объектом правонарушения, либо в виде взыскания их стоимости, в ходе производства по делу должна быть определена свободная (рыночная) цена непосредственного объекта правонарушения, являющаяся основой для исчисления таких взысканий. Суще­ствует несколько правил ее определения, которые с завидной регулярностью игнорируются таможенными органами. Эти правила можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, необходимо определять именно свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств. Под сво­бодной (рыночной) ценой следует понимать денежную сум­му, за которую подобный товар может быть продан в рознич­ной торговле в условиях свободной конкуренции в регионе деятельности таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил. Классиче­ской ошибкой таможенных органов является определение сво­бодной (рыночной) цены на основе фактурной стоимости, пе­ресчитанной по курсу иностранной валюты, установленному Банком России на день обнаружения нарушения таможенных правил.

ГТК России допускает возможность применения фактур­ной стоимости товаров при расчете сумм указанных видов взысканий только в строго определенных случаях.

Прежде всего, речь идет о ситуациях, когда с момента со­вершения правонарушения и до момента его обнаружения прошел период времени, не дающий оснований предполагать о существенных изменениях стоимостных характеристик това­ров в этот временной промежуток (письмо ГТК России от 30 1996 года №01-15/23306 «О некоторых вопросах исчисления сумм штрафов и взыскиваемой стоимости товаров и транспортных средств, а также оценки изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов»). Однако при этом не определены максимальные границы этого временного про­межутка и не установлено, что следует считать существенным изменением стоимостных характеристик товара. Неясно во­обще, почему берется именно такой временной промежуток. Дело в том, что с момента заключения внешнеторгового дого­вора, в соответствии с которым товар перемещался через та­моженную границу Российской Федерации и в котором со­держится фактурная стоимость товара, до момента соверше­ния правонарушения нередко проходит гораздо больший пе­риод времени, чем с момента совершения нарушения тамо­женных правил до его обнаружения.

На основании фактурной стоимости может быть также оп­ределена свободная (рыночная) цена товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, при одновременном со­блюдении следующих условий: договор, в соответствии с ко­торым товары были вывезены, к моменту совершения наруше­ния таможенных правил не утратил силу; между сторонами договора до указанного момента не возник спор о цене това­ров либо об условиях договора, разрешение которого может повлиять на цену товара по договору; цена товара определена договором или спецификациями и приложениями к нему и не может быть изменена, кроме как по обоюдной договоренности сторон; товары не могут быть изъяты при производстве и рас­смотрении дела о нарушении таможенных правил в связи с их вывозом за пределы таможенной территории Российской Фе­дерации (письмо ГТК России от 24 марта 1997 года № 01-15/5344 «Об особенностях определения стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом нарушения тамо­женных правил»).

Во-вторых, свободная (рыночная) цена товаров и транс­портных средств должна быть определена на день обнаруже­ния нарушения таможенных правил. Таможенные органы за­частую рассчитывают свободную (рыночную) цену на день составления протокола о нарушении таможенных правил или же на день составления заключения эксперта.

В-третьих, должна определяться свободная (рыночная) це­на товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения (а в случае их отсутствия - максимально к ним приближенных по товарным ха­рактеристикам). К сожалению, в большинстве случаев, даже при наличии таких товаров и транспортных средств, свободная (рыночная) цена определяется таможенным органом на осно­вании сборников рекламного характера, таких как «Супер Шваке» (автомобили), «Товары и цены» (товары, произведен­ные на территории государств - бывших республик СССР). Указанные сборники не отражают информацию о свободной (рыночной) цене товара, так как не учитывают индивидуаль­ные свойства товара (степень износа, усовершенствования, на­личие дефектов и т.п.) и в силу своего рекламного характера содержат заниженные цены. Более того, иностранные сборни­ки свидетельствуют о ценах, сложившихся не на российском рынке, а на внутренних рынках иностранных государств.

И, наконец, определение свободной (рыночной) цены должно производиться на основании официальной информа­ции. В соответствии со статьей 339 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации оценка непосредственных объектов нару­шения таможенных правил производится таможенным орга­ном на основании свободных (рыночных) цен. Поскольку та­моженный орган, как правило, не обладает информацией о та­ких ценах, он получает эти сведения посредством направления запросов в компетентные органы (территориальные подразде­ления Госкомстата России, торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации). В случае отсутствия в этих органах информации о цене товара его оценка должна быть произведена на основании заключения эксперта.

Таможенный кодекс Российской Федерации в отдельных случаях допускает возможность изъятия имущества лица, при­влекаемого к ответственности за нарушение таможенных пра­вил. Существуют два основания для производства данного процессуального действия - имущество может быть изъято по части 1 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федера­ции как вещественное доказательство по делу о нарушении таможенных правил либо по части 2 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации в качестве обеспечения упла­ты сумм возможных штрафов или могущей подлежать взыска­нию стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. При изъята товаров и транспортных средств на основании приведенной статьи таможенными органами нередко допускаются нарушения не только процессуальных требований Таможенного кодекса Российской Федерации, но и общих принципов привле­чения лиц к ответственности.

Так, в ряде случаев в ходе производства по делу о наруше­нии таможенных правил таможенными органами на основании части 2 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федера­ции изымается имущество, принадлежащее правонарушителю на основании договора аренды, лизинга или иного договора гражданско-правового характера, но не являющееся его собст­венностью. Подобные действия являются неправомерными, поскольку искажают сам смысл ответственности за правона­рушение. В связи с тем, что изъятие имущества для обеспече­ния уплаты штрафов или взыскания стоимости товаров и транспортных средств предполагает возможность его после­дующего отчуждения, для обеспечения указанных мер может быть изъято только имущество, находящееся в собственности лица, привлекаемого к ответственности, поскольку именно оно должно нести неблагоприятные последствия за совершение противоправного деяния.

Довольно часто у лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, по части 2 статьи 337 Та­моженного кодекса Российской Федерации изымается собст­венность, которая не имеет непосредственного отношения к совершенному им правонарушению. Примером может слу­жить ситуация, когда в отношении иностранного перевозчика, не доставившего товар в место, определенное таможенным ор­ганом, дело о нарушении таможенных правил не заводится даже при наличии достоверной информации о совершенном правонарушении. При последующем «появлении» такого пе­ревозчика на территории Российской Федерации таможенным органом задерживаются принадлежащие ему транспортные средства (то есть обеспечивается гарантия взыскания возмож­ных сумм штрафов либо взыскания стоимости непосредствен­ных объектов правонарушения), после чего составляется про­токол о нарушении таможенных правил. При этом в большин­стве случаев изъятые транспортные средства не имеют ника­кого отношения к совершенному правонарушению. Такие дей­ствия являются грубым нарушением требований части 11 ста­тьи 338 Таможенного кодекса Российской Федерации, уста­навливающей, что товары и транспортные средства, не имею­щие отношения к делу о нарушении таможенных правил, изъ­ятию не подлежат.

Нередко также в счет обеспечения взыскания изымается имущество у российского физического лица, которое вообще не входит в перечень лиц, у которых, согласно части 2 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации, может про­изводиться такое изъятие.

Некоторыми таможенными органами товары, транспорт­ные средства, а также иные предметы, изымаемые по протоко­лу о нарушении таможенных правил в качестве вещественных доказательств, затем в постановлении по делу о нарушении таможенных правил изымаются вторично в счет обеспечения уплаты наложенного взыскания. Это неправомерно, поскольку по окончании производства по делу вещественные доказатель­ства не теряют своего статуса, а действия, которые могут с ними производиться, ограничены статьей 327 Таможенного кодекса Российской Федерации, не предусматривающей воз­можности их реализации в счет уплаты наложенного взыска­ния (за исключением скоропортящихся товаров). По тем же основаниям незаконным является взыскание сумм штрафов и стоимости товаров и транспортных средств из стоимости имущества, ранее изъятого в качестве вещественного доказа­тельства.

При невозможности изъятия товаров, транспортных средств, документов и иных предметов, обладающих призна­ками вещественных доказательств и/или могущих быть изъя­тыми в счет обеспечения наложенного взыскания, а также если лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможен­ных правил, неоднократно нарушало таможенные правила ли­бо одновременно привлекается к ответственности за соверше­ние нескольких нарушений таможенных правил или если на­рушение таможенных правил наносит существенный ущерб интересам государства, может быть осуществлен арест выше­указанных предметов (ст. 340 ТК РФ). Согласно положениям данной статьи арест может быть наложен также и на денежные средства лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, находящиеся на счетах в кредитных уч­реждениях.

Арест производится на основании мотивированного поста­новления начальника таможенного органа, в котором, в част­ности, определяется место, где будет находиться арестованное имущество. Не подлежат аресту предметы, необходимые фи­зическому лицу и лицам, находящимся на его иждивении'. На­ложение ареста отменяется лицом, его применившим, по ис­чезновении необходимости применения данной меры.

Определенные проблемы возникают в связи с наложением ареста на денежные средства лица, привлекаемого к ответст­венности за нарушение таможенных правил, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных учреждениях.

Согласно статье 27 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящие­ся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной орга­низации, арест может быть наложен не иначе как судом, судь­ей, а также по постановлению органов предварительного след­ствия при наличии санкции прокурора (в редакции Федераль­ного закона от 3 февраля 1996 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятель­ности в РСФСР»).

Поскольку данные изменения приняты гораздо позже всту­пления в силу Таможенного кодекса Российской Федерации, в настоящее время осуществление ареста денежных средств ли­ца, привлекаемого к ответственности за нарушение таможен­ных правил, в порядке статьи 340 Таможенного кодекса Рос­сийской Федерации невозможно. Это обстоятельство сущест­венно влияет на качество исполнения постановлений по делам о нарушениях таможенных правил, так как исключен один из наиболее действенных способов обеспечения уплаты сумм штрафов либо взыскания стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом правона­рушения, а кроме того, правонарушителю предоставлена воз­можность избежать наказания посредством «обнуления» сче­тов либо их закрытия, а иногда и ликвидации юридического лица во время производства по делу о нарушении таможенных правил.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотре­на возможность ареста денежных средств на счетах в кредит­ных учреждениях в случаях неисполнения плательщиком та­моженных платежей в установленные сроки обязанности по их уплате, если при этом имеются достаточные основания пола­гать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (ст. 72, 77 НК РФ). Таким обра­зом, в целях обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил и исполнения постановления по нему арест в настоящее время может производиться при привлече­нии лиц к ответственности только по отдельным статьям Та­моженного кодекса Российской Федерации, к примеру, по ст. 282 ТК РФ (действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение) и по ст. 284 ТК РФ (нарушение сроков уплаты таможенных платежей).

По решению должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, производство отдельных процессуальных действий может быть поручено должност­ному лицу иного таможенного органа (ст. 332 ТК РФ). Дан­ное право используется, в частности, в случаях нахождения лица, подлежащего опросу по обстоятельствам дела о нару­шении таможенных правил, в зоне деятельности иного тамо­женного органа.

В ходе производства любых процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил либо непосредственно после их окончания должностным лицом таможенного органа составляются протоколы по формам, устанавливаемым ГТК России (протокол опроса лиц по делу о нарушении таможен­ных правил, изъятия, осмотра и др.). В протоколе должно со­держаться его наименование; место и дата производства проессуального действия; время начала и окончания действия должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, а также лиц, участвовавших в процессуальном действие или присутствовавших при его проведении (в необходимы:

случаях их адрес, гражданство и сведения о владении русским языком); содержание действия; последовательность его проведения; выявленные при этом существенные для дела факты обстоятельства; а также сведения об использовании при проведении действия технических средств. Протокол подписыва­ется составившим его должностным лицом таможенного орга­на, а также другими лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. При этом последние имеют право давать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к нему. Факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола удо­стоверяется должностным лицом таможенного органа, соста­вившим протокол, а также понятыми, если они присутствова­ли при осуществлении процессуального действия. Копия про­токола вручается заинтересованному лицу в соответствии со статьей 350 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В случае установления в ходе производства по делу о на­рушении таможенных правил обстоятельств, требующих до­полнительной или новой квалификации деяний, должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находит­ся дело о нарушении таможенных правил, осуществляются следующие действия.

При обнаружении фактов нарушений таможенных правил, не нашедших отражения в первоначально составленном про­токоле, в том числе и в случае, если их квалификация совпада­ет с первоначальной, составляется дополнительный протокол о нарушении таможенных правил. После оформления допол­нительного протокола выносится постановление о соединении дел в одном производстве. При этом, если в ходе производст­ва по делу первоначальная квалификация действий лица не подтверждается по какому-либо эпизоду, выносится постанов­ление о прекращении производства по делу в этой части на основании пункта 2 статьи 291 Таможенного кодекса Россий­ской Федерации.

Встречаются случаи, когда факт совершения правонаруше­ния, ответственность за которое предусмотрена статьей Тамо­женного кодекса Российской Федерации, инкриминировав­шейся лицу согласно первоначально составленному протоко­лу, не находит своего подтверждения в ходе производства по делу, а в действиях лица усматриваются признаки иного пра­вонарушения. С учетом ставших известными обстоятельств составляется новый протокол о нарушении таможенных пра­вил, после чего производство по делу в части первоначальной квалификации прекращается на основании пункта 2 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации (письмо ГТК России от 11 апреля 1995 года № 01-13/5096 «О порядке про­цессуального оформления переквалификации по делам о на­рушении таможенных правил»).

Если в процессе производства по делу о нарушении тамо­женных правил устанавливается ошибка в определении субъ­екта ответственности, составляется протокол о нарушении та­моженных правил в отношении надлежащего лица. Одновре­менно в отношении лица, первоначально привлеченного к от­ветственности за нарушение таможенных правил, выносится постановление о прекращении производства по делу на осно­вании пункта 2 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом производство по делу прекращается лишь в части привлечения к ответственности ненадлежащего субъекта, поэтому после составления нового протокола о на­рушении таможенных правил производство по делу не начи­нается заново, а продолжается.

В случае первоначального заведения дела в отношении не­установленного лица при определении субъекта, подлежащего привлечению к ответственности, в отношении него составля­ется протокол о нарушении таможенных правил. После со­ставления нового протокола производство по делу, заведенно­му по факту правонарушения, также продолжается.

В обоих приведенных выше случаях даты вновь составлен­ных протоколов не влияют на исчисление сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил, предусмотрен­ных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также сроков производства по делу о нарушении таможен­ных правил, определенных статьей 292 Таможенного кодекса Российской Федерации (письмо ГТК России от 29 января 1998 года № 01-15/1868 «О некоторых вопросах изменения субъекта ответственности при производстве по делам о нарушении таможенных правил»).


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com