|
|||||||||||
НавигацияЗапчасти и принадлежности для бытовои техники запчасти для бытовой техники. |
|
||||||||||
Порядок производства конкретных процессуальных действий
--
В целях доказывания обстоятельств, определенных статьей 320 Таможенного кодекса Российской Федерации, обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил, своевременного и правильного его разрешения, а также исполнения постановления по нему в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения осуществляется ряд процессуальных действий. В их число входят:
Представляется интересным заострить внимание на тех из них, которые взывают наибольшее количество проблем либо производятся наиболее часто. Пожалуй, основным процессуальным действием, на котором «строится» практически все дело о нарушении таможенных правил, является опрос лиц по делу. При этом они опрашиваются в качестве лиц, привлекаемых к ответственности, или их представителей либо в качестве свидетелей. Опрашиваться по обстоятельствам правонарушения могут физические лица, в том числе должностные лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Они вызываются повесткой, телефонограммой, телеграммой или путем использования иных средств связи. Опрашиваемые лица обязаны явиться по вызову и дать объяснения по существу дела. Должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, должно удостовериться в личности опрашиваемого, выяснить, владеет ли он русским языком (то есть языком, на котором ведется производство по делу), нуждается ли он в услугах переводчика, и разъяснить опрашиваемому его права и обязанности. При этом лицо, опрашиваемое в качестве свидетеля, предупреждается об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, если лицо может нести такую ответственность. Процедура опроса начинается с того, что лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил, или его представителю задается вопрос о том, признает ли оно себя виновным в совершении нарушения таможенных правил (совершившим его), а свидетель уведомляется об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван для опроса. Лицо, привлекаемое к ответственности, либо его представитель должны быть уведомлены о возможности заявления отвода должностному лицу таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. Затем опрашиваемое лицо дает объяснения по существу дела, после чего должностное лицо таможенного органа, проводившее опрос, предлагает изложить информацию в составленном им протоколе. Если опрашиваемое лицо по каким-либо причинам не хочет или не может собственноручно изложить свои объяснения по существу дела либо если должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, считает это необходимым, устные объяснения опрашиваемого лица заносятся в протокол самим должностным лицом. В ходе опроса опрашиваемому лицу могут задаваться вопросы. По окончании опроса опрашиваемый знакомится с содержанием протокола и своей подписью удостоверяет верность данных им объяснений. При этом он вправе требовать внесения дополнений и изменений в запись его устных объяснений. В случаях, когда опрос производится с участием переводчика, специалиста или законного представителя физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, все эти лица подписывают протокол в целом, а переводчик подписывает также каждую страницу в отдельности. В случае невозможности подписания протокола опроса в силу физического недостатка лица, либо если оно по иной причине лишено возможности сделать это, приглашается постороннее лицо, не заинтересованное в исходе дела, которое с согласия опрашиваемого удостоверяет своей подписью правильность записи объяснений. Одним из процессуальных действий, производимым в целях обнаружения следов правонарушения, выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, является осмотр местности, помещений, товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов. Осмотр может проводиться как при составлении протокола о нарушении таможенных правил, о проведении таможенного обследования, об изъятии предметов, так и в качестве самостоятельного процессуального действия. Как самостоятельное процессуальное действие осмотр осуществляется в присутствии понятых и допускается, только если товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы оказались у должностного лица таможенного органа в результате проведения таможенного контроля, производства таможенного оформления либо ранее проведенных процессуальных действий. В противном случае осмотр допускается исключительно при наличии согласия владельца осматриваемых предметов. При осмотре допускается осуществление измерений, применение фото- и киносъемки, видеозаписи, составление планов, чертежей, схем, взятие проб и образцов, изготовление слепков и оттисков следов правонарушения, снятие копий с документов. Если по делу о нарушении таможенных правил, находящемуся в производстве или на рассмотрении должностного лица таможенного органа, исчерпаны другие средства для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, может назначаться проведение ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, привлекаемых к ответственности, а также инвентаризации принадлежащих им товаров и транспортных средств. Проведение таких действий осуществляется на основании постановления начальника таможни, а также начальника и руководителя структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил регионального таможенного управления и ГТК России либо их заместителей. Данным постановлением определяется государственный орган либо иное юридическое лицо, которым поручено проведение ревизии, проверки, инвентаризации, а также персональный состав ревизоров и специалистов. Проверяемое лицо уведомляется о результатах проведения названных процессуальных действий в пятидневный срок после их завершения. В случае, если производство по делу о нарушении таможенных правил ведется по статье Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающей взыскание в виде штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом правонарушения, либо в виде взыскания их стоимости, в ходе производства по делу должна быть определена свободная (рыночная) цена непосредственного объекта правонарушения, являющаяся основой для исчисления таких взысканий. Существует несколько правил ее определения, которые с завидной регулярностью игнорируются таможенными органами. Эти правила можно сформулировать следующим образом. Во-первых, необходимо определять именно свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств. Под свободной (рыночной) ценой следует понимать денежную сумму, за которую подобный товар может быть продан в розничной торговле в условиях свободной конкуренции в регионе деятельности таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил. Классической ошибкой таможенных органов является определение свободной (рыночной) цены на основе фактурной стоимости, пересчитанной по курсу иностранной валюты, установленному Банком России на день обнаружения нарушения таможенных правил. ГТК России допускает возможность применения фактурной стоимости товаров при расчете сумм указанных видов взысканий только в строго определенных случаях. Прежде всего, речь идет о ситуациях, когда с момента совершения правонарушения и до момента его обнаружения прошел период времени, не дающий оснований предполагать о существенных изменениях стоимостных характеристик товаров в этот временной промежуток (письмо ГТК России от 30 1996 года №01-15/23306 «О некоторых вопросах исчисления сумм штрафов и взыскиваемой стоимости товаров и транспортных средств, а также оценки изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов»). Однако при этом не определены максимальные границы этого временного промежутка и не установлено, что следует считать существенным изменением стоимостных характеристик товара. Неясно вообще, почему берется именно такой временной промежуток. Дело в том, что с момента заключения внешнеторгового договора, в соответствии с которым товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации и в котором содержится фактурная стоимость товара, до момента совершения правонарушения нередко проходит гораздо больший период времени, чем с момента совершения нарушения таможенных правил до его обнаружения. На основании фактурной стоимости может быть также определена свободная (рыночная) цена товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: договор, в соответствии с которым товары были вывезены, к моменту совершения нарушения таможенных правил не утратил силу; между сторонами договора до указанного момента не возник спор о цене товаров либо об условиях договора, разрешение которого может повлиять на цену товара по договору; цена товара определена договором или спецификациями и приложениями к нему и не может быть изменена, кроме как по обоюдной договоренности сторон; товары не могут быть изъяты при производстве и рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в связи с их вывозом за пределы таможенной территории Российской Федерации (письмо ГТК России от 24 марта 1997 года № 01-15/5344 «Об особенностях определения стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил»). Во-вторых, свободная (рыночная) цена товаров и транспортных средств должна быть определена на день обнаружения нарушения таможенных правил. Таможенные органы зачастую рассчитывают свободную (рыночную) цену на день составления протокола о нарушении таможенных правил или же на день составления заключения эксперта. В-третьих, должна определяться свободная (рыночная) цена товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения (а в случае их отсутствия - максимально к ним приближенных по товарным характеристикам). К сожалению, в большинстве случаев, даже при наличии таких товаров и транспортных средств, свободная (рыночная) цена определяется таможенным органом на основании сборников рекламного характера, таких как «Супер Шваке» (автомобили), «Товары и цены» (товары, произведенные на территории государств - бывших республик СССР). Указанные сборники не отражают информацию о свободной (рыночной) цене товара, так как не учитывают индивидуальные свойства товара (степень износа, усовершенствования, наличие дефектов и т.п.) и в силу своего рекламного характера содержат заниженные цены. Более того, иностранные сборники свидетельствуют о ценах, сложившихся не на российском рынке, а на внутренних рынках иностранных государств. И, наконец, определение свободной (рыночной) цены должно производиться на основании официальной информации. В соответствии со статьей 339 Таможенного кодекса Российской Федерации оценка непосредственных объектов нарушения таможенных правил производится таможенным органом на основании свободных (рыночных) цен. Поскольку таможенный орган, как правило, не обладает информацией о таких ценах, он получает эти сведения посредством направления запросов в компетентные органы (территориальные подразделения Госкомстата России, торгово-промышленные палаты субъектов Российской Федерации). В случае отсутствия в этих органах информации о цене товара его оценка должна быть произведена на основании заключения эксперта. Таможенный кодекс Российской Федерации в отдельных случаях допускает возможность изъятия имущества лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. Существуют два основания для производства данного процессуального действия - имущество может быть изъято по части 1 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации как вещественное доказательство по делу о нарушении таможенных правил либо по части 2 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации в качестве обеспечения уплаты сумм возможных штрафов или могущей подлежать взысканию стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. При изъята товаров и транспортных средств на основании приведенной статьи таможенными органами нередко допускаются нарушения не только процессуальных требований Таможенного кодекса Российской Федерации, но и общих принципов привлечения лиц к ответственности. Так, в ряде случаев в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил таможенными органами на основании части 2 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации изымается имущество, принадлежащее правонарушителю на основании договора аренды, лизинга или иного договора гражданско-правового характера, но не являющееся его собственностью. Подобные действия являются неправомерными, поскольку искажают сам смысл ответственности за правонарушение. В связи с тем, что изъятие имущества для обеспечения уплаты штрафов или взыскания стоимости товаров и транспортных средств предполагает возможность его последующего отчуждения, для обеспечения указанных мер может быть изъято только имущество, находящееся в собственности лица, привлекаемого к ответственности, поскольку именно оно должно нести неблагоприятные последствия за совершение противоправного деяния. Довольно часто у лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, по части 2 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации изымается собственность, которая не имеет непосредственного отношения к совершенному им правонарушению. Примером может служить ситуация, когда в отношении иностранного перевозчика, не доставившего товар в место, определенное таможенным органом, дело о нарушении таможенных правил не заводится даже при наличии достоверной информации о совершенном правонарушении. При последующем «появлении» такого перевозчика на территории Российской Федерации таможенным органом задерживаются принадлежащие ему транспортные средства (то есть обеспечивается гарантия взыскания возможных сумм штрафов либо взыскания стоимости непосредственных объектов правонарушения), после чего составляется протокол о нарушении таможенных правил. При этом в большинстве случаев изъятые транспортные средства не имеют никакого отношения к совершенному правонарушению. Такие действия являются грубым нарушением требований части 11 статьи 338 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что товары и транспортные средства, не имеющие отношения к делу о нарушении таможенных правил, изъятию не подлежат. Нередко также в счет обеспечения взыскания изымается имущество у российского физического лица, которое вообще не входит в перечень лиц, у которых, согласно части 2 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации, может производиться такое изъятие. Некоторыми таможенными органами товары, транспортные средства, а также иные предметы, изымаемые по протоколу о нарушении таможенных правил в качестве вещественных доказательств, затем в постановлении по делу о нарушении таможенных правил изымаются вторично в счет обеспечения уплаты наложенного взыскания. Это неправомерно, поскольку по окончании производства по делу вещественные доказательства не теряют своего статуса, а действия, которые могут с ними производиться, ограничены статьей 327 Таможенного кодекса Российской Федерации, не предусматривающей возможности их реализации в счет уплаты наложенного взыскания (за исключением скоропортящихся товаров). По тем же основаниям незаконным является взыскание сумм штрафов и стоимости товаров и транспортных средств из стоимости имущества, ранее изъятого в качестве вещественного доказательства. При невозможности изъятия товаров, транспортных средств, документов и иных предметов, обладающих признаками вещественных доказательств и/или могущих быть изъятыми в счет обеспечения наложенного взыскания, а также если лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, неоднократно нарушало таможенные правила либо одновременно привлекается к ответственности за совершение нескольких нарушений таможенных правил или если нарушение таможенных правил наносит существенный ущерб интересам государства, может быть осуществлен арест вышеуказанных предметов (ст. 340 ТК РФ). Согласно положениям данной статьи арест может быть наложен также и на денежные средства лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, находящиеся на счетах в кредитных учреждениях. Арест производится на основании мотивированного постановления начальника таможенного органа, в котором, в частности, определяется место, где будет находиться арестованное имущество. Не подлежат аресту предметы, необходимые физическому лицу и лицам, находящимся на его иждивении'. Наложение ареста отменяется лицом, его применившим, по исчезновении необходимости применения данной меры. Определенные проблемы возникают в связи с наложением ареста на денежные средства лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных учреждениях. Согласно статье 27 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»). Поскольку данные изменения приняты гораздо позже вступления в силу Таможенного кодекса Российской Федерации, в настоящее время осуществление ареста денежных средств лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, в порядке статьи 340 Таможенного кодекса Российской Федерации невозможно. Это обстоятельство существенно влияет на качество исполнения постановлений по делам о нарушениях таможенных правил, так как исключен один из наиболее действенных способов обеспечения уплаты сумм штрафов либо взыскания стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом правонарушения, а кроме того, правонарушителю предоставлена возможность избежать наказания посредством «обнуления» счетов либо их закрытия, а иногда и ликвидации юридического лица во время производства по делу о нарушении таможенных правил. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность ареста денежных средств на счетах в кредитных учреждениях в случаях неисполнения плательщиком таможенных платежей в установленные сроки обязанности по их уплате, если при этом имеются достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (ст. 72, 77 НК РФ). Таким образом, в целях обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил и исполнения постановления по нему арест в настоящее время может производиться при привлечении лиц к ответственности только по отдельным статьям Таможенного кодекса Российской Федерации, к примеру, по ст. 282 ТК РФ (действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение) и по ст. 284 ТК РФ (нарушение сроков уплаты таможенных платежей). По решению должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, производство отдельных процессуальных действий может быть поручено должностному лицу иного таможенного органа (ст. 332 ТК РФ). Данное право используется, в частности, в случаях нахождения лица, подлежащего опросу по обстоятельствам дела о нарушении таможенных правил, в зоне деятельности иного таможенного органа. В ходе производства любых процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил либо непосредственно после их окончания должностным лицом таможенного органа составляются протоколы по формам, устанавливаемым ГТК России (протокол опроса лиц по делу о нарушении таможенных правил, изъятия, осмотра и др.). В протоколе должно содержаться его наименование; место и дата производства проессуального действия; время начала и окончания действия должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, а также лиц, участвовавших в процессуальном действие или присутствовавших при его проведении (в необходимы: случаях их адрес, гражданство и сведения о владении русским языком); содержание действия; последовательность его проведения; выявленные при этом существенные для дела факты обстоятельства; а также сведения об использовании при проведении действия технических средств. Протокол подписывается составившим его должностным лицом таможенного органа, а также другими лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. При этом последние имеют право давать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к нему. Факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола удостоверяется должностным лицом таможенного органа, составившим протокол, а также понятыми, если они присутствовали при осуществлении процессуального действия. Копия протокола вручается заинтересованному лицу в соответствии со статьей 350 Таможенного кодекса Российской Федерации. В случае установления в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил обстоятельств, требующих дополнительной или новой квалификации деяний, должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, осуществляются следующие действия. При обнаружении фактов нарушений таможенных правил, не нашедших отражения в первоначально составленном протоколе, в том числе и в случае, если их квалификация совпадает с первоначальной, составляется дополнительный протокол о нарушении таможенных правил. После оформления дополнительного протокола выносится постановление о соединении дел в одном производстве. При этом, если в ходе производства по делу первоначальная квалификация действий лица не подтверждается по какому-либо эпизоду, выносится постановление о прекращении производства по делу в этой части на основании пункта 2 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации. Встречаются случаи, когда факт совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей Таможенного кодекса Российской Федерации, инкриминировавшейся лицу согласно первоначально составленному протоколу, не находит своего подтверждения в ходе производства по делу, а в действиях лица усматриваются признаки иного правонарушения. С учетом ставших известными обстоятельств составляется новый протокол о нарушении таможенных правил, после чего производство по делу в части первоначальной квалификации прекращается на основании пункта 2 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации (письмо ГТК России от 11 апреля 1995 года № 01-13/5096 «О порядке процессуального оформления переквалификации по делам о нарушении таможенных правил»). Если в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил устанавливается ошибка в определении субъекта ответственности, составляется протокол о нарушении таможенных правил в отношении надлежащего лица. Одновременно в отношении лица, первоначально привлеченного к ответственности за нарушение таможенных правил, выносится постановление о прекращении производства по делу на основании пункта 2 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом производство по делу прекращается лишь в части привлечения к ответственности ненадлежащего субъекта, поэтому после составления нового протокола о нарушении таможенных правил производство по делу не начинается заново, а продолжается. В случае первоначального заведения дела в отношении неустановленного лица при определении субъекта, подлежащего привлечению к ответственности, в отношении него составляется протокол о нарушении таможенных правил. После составления нового протокола производство по делу, заведенному по факту правонарушения, также продолжается. В обоих приведенных выше случаях даты вновь составленных протоколов не влияют на исчисление сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также сроков производства по делу о нарушении таможенных правил, определенных статьей 292 Таможенного кодекса Российской Федерации (письмо ГТК России от 29 января 1998 года № 01-15/1868 «О некоторых вопросах изменения субъекта ответственности при производстве по делам о нарушении таможенных правил»).
--
Назад в раздел Дополнительная информация |
|||||||||||
Железнодорожный транспорт | Автомобильный транспорт | Авиация | Морской транспорт | Спецтехника | Пассажирский комплекс | Таможня | Склад | Логистика | ||||
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна. © 2006-2023 «Transportall.ru»
|
| |