Транспорт России
Навигация

Упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил

--


Как уже отмечалось в начале настоящей главы, привлече­ние лиц к ответственности за нарушения таможенных правил возможно также путем использования упрощенной формы наложения взыскания. В таком случае дело о нарушении та­моженных правил не заводится, протокол о правонарушении не составляется, процессуальные действия не проводятся, а взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения на­рушения таможенных правил (ст. 385 ТК РФ).

Применение упрощенной формы наложения взыскания до­пускается при одновременном соблюдении нескольких усло­вий, перечисленных ниже.

Во-первых, упрощенная форма наложения взыскания ис­пользуется только при привлечении лиц к ответственности по строго оговоренному перечню статьей, а именно: по статьям 249-253, частям 2 и 3 254 статьи, статьям 255-265, 267-270, 272, части 2 статьи 279 и статье 288 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, упрощенная форма наложения взыскания пред­полагает применение только предупреждения либо штрафа. При этом санкция статьи может предусматривать также иные виды взысканий. Принимая во внимание это условие, упро­щенная форма применения взыскания может быть использо­вана только в пределах сроков, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В-третьих, в отношении физических или должностных лиц упрощенная форма наложения взыскания может быть приме­нена, если они достигли 18-летнего возраста (в отличие от об­щего правила, в соответствии с которым субъектом нарушения таможенных правил является лицо, достигшее 16 лет) и не имеют физических или психических недостатков, препятст­вующих реализации их права на защиту своих интересов.

В-четвертых, использование упрощенной формы наложе­ния взыскания в отношении юридических лиц, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без обра­зования юридического лица, допускается только в случае при­сутствия в момент обнаружения правонарушения указанных лиц или их представителей.

И, наконец, лица, привлекаемые к ответственности за на­рушение таможенных правил, должны признать вину в совер­шении (факт совершения) правонарушения, выразить согласие с использованием упрощенной формы применения взыскания, а в случае наложения взыскания в виде штрафа также выра­зить готовность и иметь реальную возможность уплатить его немедленно на месте.

При установлении всех упомянутых обстоятельств долж­ностное лицо таможенного органа составляет акт о наложении взыскания, содержащий:

  • наименование таможенного органа, должностным органом которого составляется акт;
  • дату его со­ставления;
  • фамилию, инициалы и служебное положение должностного лица, составившего акт;
  • краткие сведения о ли­це, нарушившем таможенные правила (его представителе);
  • краткое изложение сути совершенного деяния;
  • указание на статью Таможенного кодекса Российской Федерации, преду­сматривающую ответственность за это правонарушение;
  • вид налагаемого взыскания, а в случае наложения взыскания в ви­де штрафа - его размер и отметку о его уплате.

К акту о наложении взыскания прилагаются также копии документов, подтверждающих вину в совершении (факт со­вершения) нарушения таможенных правил (таможенные дек­ларации, документы контроля за доставкой товаров, товарно-транспортные накладные и т.д.). Это требование не соблюда­ется лишь в исключительных случаях, о чем должностное ли­цо таможенного органа составляет рапорт с указанием причин отсутствия копий документов.

Копия акта о наложении взыскания вручается лицу, совер­шившему нарушение таможенных правил, или его представи­телю под роспись.

Особенность данного способа привлечения лиц к ответст­венности за совершение нарушений таможенных правил со­стоит не только в перечисленном выше, но и в том, что он мо­жет применяться всеми таможенными органами без исключе­ния в отношении как физических, так и юридических лиц. Имеется в виду, что таможенный пост, ограниченный в праве рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, заведен­ных в отношении юридических лиц, между тем имеет возможность наложить на них взыскание но упрощенной форме. Кроме того. Таможенный кодекс Российской Федерации не ограничивает круг должностных лиц таможенных органов, правомочных использовать упрощенную форму применения взыскания за нарушение таможенных правил, фактически пре­доставляя тем самым право любому из них привлекать лиц к ответственности. Последнее упущение несколько скорректи­ровано приказом ГТК России от 28 апреля 1994 года № 177 «Об утверждении формы акта о наложении взыскания» и письмом ГТК России от 21 января 1998 года №01-15/1147 «Методические рекомендации о процедуре оформления при­менения взыскания за нарушение таможенных правил в упро­щенной форме и контроля за ее применением». Указанными правовыми актами установлено, что упрощенная форма при­менения взыскания может использоваться только наиболее профессионально подготовленными должностными лицами таможенных органов, обладающими навыками ведения произ­водства по делам о нарушениях таможенных правил. Послед­ним из названных документов также определено, что такие должностные лица могут входить в структурные подразделе­ния таможенного органа, как осуществляющие правоохрани­тельную деятельность, так и проводящие таможенное оформ­ление и таможенный контроль.

Акт о наложении взыскания по упрощенной форме может быть обжалован лицом, в отношении которого он составлен, либо его представителем в течение десяти дней со дня его со­ставления начальнику или заместителю начальника таможен­ного органа, должностное лицо которого применило упрощен­ную форму наложения взыскания (ст. 386 ТК РФ).

Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное рассматривать акты о наложении взыскания по упрощенной форме, рассмотрев такой акт в связи с жалобой, в порядке кон­троля, а также в порядке принесения протеста, принимает од­но из следующих решений:

  • оставляет взыскание без изменения, а жалобу - без удов­летворения;
  • отменяет акт о наложении взыскания и освобождает лицо, на которое было наложено взыскание, от ответственно­сти;
  • отменяет акт о наложении взыскания и выносит поста­новление о заведении дела о нарушении таможенных правил или возбуждает уголовное дело о преступлении, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов;
  • изменяет меру взыскания за нарушение таможенных правил с тем, однако, чтобы оно не было усилено (ст. 386 ТК РФ).

Все решения, кроме решения об оставлении взыскания без изменения, а жалобы без удовлетворения, принимаются в форме постановления.

Как видно, перечисленные решения схожи с теми, которые вправе принимать вышестоящий таможенный орган по резуль­татам рассмотрения жалобы на постановление таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил. Однако в силу особенностей упрощенной формы применения взыскания за нарушение таможенных правил они имеют существенные отличия. Так, при отмене акта о наложении взыскания не при­нимается решение о судьбе дела ввиду его отсутствия.

Согласно статье 386 Таможенного кодекса Российской Фе­дерации решение начальника таможенного органа по акту о наложении взыскания является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит. Данное положение прямо проти­воречит статье 46 Конституции Российской Федерации, пре­дусматривающей право любого лица обжаловать в судебном порядке решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Применение статьи 386 Таможенного кодекса Российской Федерации вызывает целый ряд проблем, часть из которых будут рассмотрены ниже.

Определенные вопросы возникают при применении пункта 2 статьи 386 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусмотревшего возможность отмены акта о наложении взыскания и освобождения лица, на которое оно было наложе­но, от ответственности. Подобная формулировка позволяет предположить, что в такой ситуации начальником таможенно­го органа принимается решение в порядке статьи 240 Тамо­женного кодекса Российской Федерации. Однако, во-первых, названная статья применима только при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил, а во-вторых, отсутствие в действиях лица, привлеченного к ответственности с использо­ванием упрощенной формы применения взыскания, состава правонарушения или утрата возможности привлечения его к ответственности должны повлечь не освобождение от ответст­венности, а ее неприменение.

В случаях, когда проводимая в связи с жалобой, в порядке контроля или в порядке принесения протеста проверка выявит несоблюдение условий использования упрощенного порядка привлечения лица к ответственности, выносится постановле­ние о заведении дела о нарушении таможенных правил. Необ­ходимо отметить, что возможность принятия такого решения порождает следующую проблему, касающуюся момента заве­дения дела. Как уже отмечалось, статья 289 Таможенного ко­декса Российской Федерации связывает заведение дела о на­рушении таможенных правил и начало производства по нему исключительно с составлением протокола о нарушении тамо­женных правил или протокола об административном задержа­нии. Вместе с тем из сказанного выше можно сделать невер­ный вывод о том, что, отменяя акт о наложении взыскания, начальник таможенного органа своим постановлением заводит дело о нарушении таможенных правил. Подобная точка зрения была высказана в Инструкции о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, утвержденной приказом ГТК России от 20 июля 1998 года №496. Однако такие действия противоречили бы положениям Таможенного кодекса Российской Федерации. Думается, что законодатель, используя формулировку «выно­сит постановление о заведении дела», предусмотрел возмож­ность принятия начальником таможенного органа решения о необходимости заведения дела о нарушении таможенных пра­вил, во исполнение которого оформляется протокол о наруше­нии таможенных правил, дата составления которого является датой заведения дела.

Кроме того. Таможенный кодекс Российской Федерации не предусматривает права вышестоящего таможенного органа принимать решения об обоснованности использования упро­щенной формы применения взыскания за нарушение тамо­женных правил. Следует, однако, упомянуть, что вышестоя­щими таможенными органами акты о наложении взыскания все же рассматриваются в порядке статьи 419 Таможенного кодекса Российской Федерации. Названная статья предусмат­ривает возможность рассмотрения любых решений, действий или бездействий таможенных органов и их должностных лип вышестоящими таможенными органами и должностными ли­цами в порядке контроля.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com