Транспорт России
Навигация

Прокурорский надзор

--


Осуществление общего надзора за деятельностью тамо­женных органов и их должностных лиц входит в компе­тенцию прокуратуры, деятельность которой регламенти­руется Законом РФ «О прокуратуре Российской Федера­ции». В соответствии с этим законом на органы прокура­туры возложено осуществление от имени Российской Фе­дерации надзора за исполнением действующих на ее тер­ритории законов, обеспечение их верховенства, обеспечение единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и го­сударства.

Объектами общенадзорной деятельности являются фе­деральные органы исполнительной власти, представитель­ные (законодательные) и исполнительные органы субъек­тов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, коммерческие и некоммерческие орга­низации, их органы управления и должностные лица, учреждения и органы, исполняющие наказания и приме­няющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера и др.

Предметом общего надзора прокуратуры являются:

1) исполнение законов федеральными органами испол­нительной власти, представительными (законодательны­ми) органами субъектов Российской Федерации, органа­ми местного самоуправления, органами военного управ­ления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, предста­вительными (законодательными) и исполнительными орга­нами субъектов Российской Федерации, органами мест­ного самоуправления, органами военного управления, орга­нами контроля, их должностными лицами, органами уп­равления и руководителями коммерческих и некоммер­ческих организаций;

3) исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва­рительное следствие;

4) исполнение законов администрациями органов и уч­реждений, исполняющих наказание и применяющих на­значаемые судом меры принудительного характера, адми­нистрациями мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу.

Проверки исполнения законов таможенными органа­ми и их должностными лицами, законности издаваемых ими правовых актов, нарушений прав и свобод человека и гражданина осуществляются органами прокуратуры на основании поступивших в них сообщений, заявлений, жалоб и иных сведений о фактах нарушений закона.

В случае выявления нарушений в деятельности тамо­женных органов и их должностных лиц прокурор обязан реагировать соответствующим образом. Законом предус­мотрены три формы реагирования прокурора на наруше­ния законности: принесение протеста, внесение представ­ления и вынесение соответствующего постановления.

Наиболее распространенным актом прокурорского реа­гирования на нарушение законности со стороны таможен­ных органов и их должностных лиц является принесение протеста на противоречащий закону правовой акт. Про­тест прокурора приносится в таможенный орган или дол­жностному лицу, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает свое требование об отмене правового акта или его части, либо требует привести этот правовой акт в соответствие с законом. Принесение прокурором про­теста в таможенный орган не приостанавливает действие опротестованного акта, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Так, например, в соответствии со ст. 376 ТК РФ принесение протеста прокурора приоста­навливает исполнение постановления таможенного органа о наложении взыскания, за исключением постановлений о наложении взыскания в виде предупреждения.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмот­рению таможенным органом или его должностным лицом в течение десятидневного срока со дня поступления этого протеста в таможенный орган. При исключительных об­стоятельствах, требующих немедленного устранения на­рушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста прокурору ему со­общается в письменной форме. И если протест прокурора по каким-либо причинам не удовлетворяется таможенным органом, о чем должно бы написано в ответе, то он в зави­симости от предмета спора вправе обратиться в арбитраж­ный суд или в суд общей юрисдикции для удовлетворе­ния своих требований и устранения допущенных наруше­ний законности.

Следующей формой прокурорского реагирования на фак­ты нарушения законности со стороны таможенных органов и их должностных лиц, а также на причины и условия, им способствующие, является внесение представления. Оно вносится в тот таможенный орган, который правомочен при­нимать меры по устранению нарушений законности. Осно­ванием внесения представления может быть выявленное нарушение закона либо их совокупность, обобщение жалоб на действия таможенных органов и их должностных лиц, регулярно поступающих в прокуратуру, обобщение судеб­ной практики, свидетельствующие о нарушениях законнос­ти в том или ином таможенном органе, и т. п.

Представление прокурора в месячный срок подлежит обязательному рассмотрению таможенным органом, в ко­торый оно внесено, о чем прокурору должно быть сообще­но в письменной форме.

И наконец, исходя из характера нарушения закона дол­жностным лицом того или иного таможенного органа, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении в отношении этого лица уголовного дела или о возбужде­нии производства об административном правонарушении. Уголовное дело впоследствии остается в производстве в прокуратуре, а постановление о возбуждении производ­ства об административном правонарушении направляет­ся в уполномоченный на его ведение орган (или должнос­тному лицу), который обязан рассмотреть его в установ­ленные законом сроки, затем сообщить об этом прокурору в письменной форме.

Органы прокуратуры, как и иные государственные орга­ны, имеют свою подведомственность, которая определена Приказом Генерального прокурора РФ от 9 апреля 1996 г. «О разграничении компетенции территориальных проку­роров и прокуроров специализированных прокуратур». В соответствии с этим приказом прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов осуществляют специ­ализированные прокуратуры - транспортные, систему которых возглавляет Управление Генеральной прокура­туры РФ по надзору за исполнением законов на транспор­те и в таможенных органах.

Теперь о контроле со стороны вышестоящих таможен­ных органов.

В соответствии со ст. 419 ТК РФ вышестоящий тамо­женный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или ниже­стоящего должностного лица, а также принять любые предусмотренные законодательными актами Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Обеспечение соблюдения таможенного и иного законо­дательства, в том числе и таможенными органами и их должностными лицами, является одной из основных за­дач ГТК России, закрепленных в положении о нем. Руко­водство, обеспечение, координация и контроль за деятель­ностью нижестоящих таможенных органов входит также в перечень основных задач региональных таможенных управлений и таможен.

Ведомственный контроль за деятельностью таможен­ных органов осуществляется по трем направлениям: инс­пекционный, финансовый и юридический.

Инспекционный контроль за деятельностью таможен­ных органов осуществляется подразделениями таможен­ной инспекции, деятельность которой регламентируется утвержденным Приказом ГТК России от 23 июня 1997 г. № 350 Положением о Таможенной инспекции, основной функцией которой является инспекционная проверка на конкретных участках работы нижестоящих таможенных органов (например, работы по сбору таможенных плате­жей и перечислению их в федеральный бюджет), выявле­ние и анализ причин и условий, способствующих возник­новению негативных явлений в деятельности таможенных органов, обобщение их результатов и представление пред­ложений об устранении выявленных причин и условий.

Финансовый контроль за деятельностью таможенных органов осуществляет Финансовое управление ГТК Рос­сии и подчиненные ему отделы бухгалтерского учета и контроля таможенных органов. На данные отделы в соот­ветствии с утвержденным Приказом ГТК России от 15 июля 1997 г. № 425 положением о них в числе прочих задач возложены задачи по организации финансового и бухгалтерского учета и контроля за рациональным и эко­номным использованием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает таможенный орган.

Юридический контроль в таможенных органов осуще­ствляется подразделениями юридической службы, деятель­ность которых осуществляется в соответствии с утверж­денным Приказом 23 ГТК России от сентября 1994 г. (с изменениями от 21 февраля 1996 г.) Общим положением о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсуль­те таможенного органа Российской Федерации. Юриди­ческие службы таможенных органов составляют единую систему с двойным подчинением - непосредственно на­чальнику таможенного органа и вышестоящей юридичес­кой службе. Возглавляет эту систему Правовое управле­ние ГТК России. И поскольку юридические службы вы­полняют в системе таможенных органов основную работу по контролю за соблюдением законности в их деятельнос­ти, то мы остановимся на них более подробно.

Основными задачами юридической службы по контро­лю за деятельностью таможенных органов являются ис­пользование правовых средств для обеспечения соблюде­ния законности таможенными органами и их должност­ными лицами, а также осуществление контроля за соот­ветствием действующему законодательству проектов нор­мативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству таможенных органов.

В соответствии с этими задачами юридическая служба выполняет следующие функции:

"выявляет причины и условия, способствующие на­рушению законности таможенным органом, в состав ко­торого она входит, а также нижестоящими таможенными органами и их должностными лицами;

"участвует в подготовке и осуществлении мер, направ­ленных на устранение причин и условий, способствую­щих нарушению законности, а также на обеспечение со­блюдения нормативных и иных правовых актов в дея­тельности таможенных органов;

"проверяет на соответствие действующему законода­тельству представляемых на подпись руководству тамо­женного органа проектов приказов, инструкций и других нормативных и иных правовых актов, а также договоров, соглашений, контрактов;

"осуществляет контроль за законностью нормативных и иных правовых актов и документов в нижестоящих таможенных органах, принятие мер к отмене или изменению актов, противоречащих действующему законодательству;

"рассматривает жалобы, заявления и иные обраще­ния, в которых указывается на нарушения действующего законодательства в деятельности таможенных органов.

В случае обнаружения нарушений законности в дея­тельности таможенного органа или его должностных лиц начальник юридической службы должен немедленно до­ложить об этом начальнику таможенного органа и пред­ложить ему меры по устранению этих нарушений. А в случае непринятия начальником таможенного органа не­обходимых для восстановления законности мер руково­дитель юридической службы обязан в пятидневный срок проинформировать о выявленных нарушениях руководи­теля вышестоящей юридической службы, который, в свою очередь, должен принять меры по устранению выявлен­ных нарушений через руководство вышестоящего тамо­женного органа.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2021 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com