Транспорт России
Навигация

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Новости РЖД

В ОАО "РЖД" применят новые методы борьбы с коррозией металлических конструкций

--
14.04.2008
новые методы борьбы с коррозией металлических конструкций

Ежегодно на сети дорог расходуется 868 млн руб. на защитную окраску металлических пролётных строений мостов. При этом реальный срок службы такого покрытия колеблется в пределах 5 – 8 лет, что является недостаточным с учётом высокой стоимости выполнения работ и возрастающих требований надзорных органов к экологической стороне вопроса.

Сегодня на сети РЖД эксплуатируется более 11 тыс. металлических пролётных строений, общий вес которых превышает 1,3 млн тонн. Под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды незащищённые поверхности подвергаются коррозии, являющейся одним из наиболее распространённых дефектов металлоконструкций искусственных сооружений. В итоге ежегодно требуется проводить работы по окраске 150 –170 тыс. тонн металлических пролётных строений.

Проблема в том, что появление коррозии всегда сопровождается ростом влагоудерживающей способности металла, за счёт чего разрушительный процесс только ускоряется. Это в свою очередь приводит к возникновению трещин, ухудшающих несущие способности железнодорожных мостов, и снижает срок службы конструкций.

– Мосты – самые ответственные и дорогостоящие сооружения на железных дорогах, – сказал заместитель директора Центра искусственных сооружений ОАО "РЖД" Вячеслав Батюня. – Сохранение их грузоподъёмности, в том числе на долгосрочную перспективу, а также обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями является главной заботой эксплуатационников. Защита от коррозии металлических конструкций таких сооружений играет здесь немаловажную роль.

Основным способом антикоррозионной защиты на протяжении многих десятилетий остаётся окраска поверхности мостов. Проведение таких работ с определённой периодичностью и на соответствующем качественном уровне обеспечивает продление сроков службы металлических пролётных строений до полутора раз, в том числе за счёт выявления трещин и других нарушений мостовых конструкций, неразличимых на неокрашенных поверх­ностях.

Сейчас на сети металлические пролётные строения защищают от коррозии нанесением на поверхности нескольких слоёв лакокрасочных материалов. По расчётам, срок службы покрытий может достигать восьми лет, однако на деле он не превышает 3 – 6 лет. Сложность в том, что в предыдущие годы при окрашивании металлических мостов применялся токсичный свинцовый сурик, который при проведении ремонтов либо оставался нетронутым, либо удалялся лишь частично.

Результаты недавних обследований, проведённых специалистами Центра искусственных сооружений ОАО "РЖД", показали, что возраст нижележащих защитных слоёв металлических пролётных строений в некоторых случаях превышал 30 лет.

– При проведении ремонтной окраски моста без удаления слоёв старой краски покрытие имеет срок службы ниже нормативного межремонтного периода, – рассказал Вячеслав Батюня. – Трещины в старом покрытии во время эксплуатации уже в течение первых месяцев могут инициировать появление дефектов в слоях новой краски. Причём нанесение дополнительных слоёв ускоряет развитие коррозии из-за затруднённого испарения влаги с поверхности металла.

В последние годы в условиях растущих объёмов перевозок проблема надёжной защиты металлических мостов от коррозии становится актуальнее. В связи с этим в ОАО "РЖД" ведётся активная работа, которая уже даёт результаты. В частности, проводится экономическая оптимизация рынка работ по окраске мостовых металлоконструкций на искусственных сооружениях. Вышел целый ряд распоряжений ОАО "РЖД", касающихся ценовой политики и качества таких работ.

Разработаны и утверждены "Технологические указания окраски металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов". Успешно реализуется "Программа централизованного выполнения окрасочных работ на железнодорожных мостах на 2006 – 2008 годы", согласно которой в текущем году планируется затратить около 490 млн руб.

Такие меры привели к значительной систематизации выбора специализированных организаций для проведения работ, обеспечению открытости и прозрачности этой процедуры, а также к повышению ответственности подрядчиков. Кроме того, удалось снизить совокупные затраты и заметно улучшить качество выполнения окрасочных работ, в первую очередь за счёт применения новых высокоэффективных технологий и использования современных лакокрасочных материалов.

Так, для окраски пролётных строений начали применяться лакокрасочные материалы со сроком службы 8 – 12 лет. Причём подготовка поверхности в числе прочего осуществляется с применением струйного метода очистки.

Тем не менее принимаемые меры пока не позволяют достичь зарубежного качества антикоррозионного покрытия металлических пролётных строений, срок службы которого может достигать 30 лет.

Не так давно группа руководителей и специалистов ОАО "РЖД", а также представителей железнодорожной науки вернулась из Германии, где изучала передовой опыт антикоррозионной защиты мостовых конструкций.

– Для защиты от коррозии металлических пролётных строений в этой стране применяются покрытия, имеющие срок службы более 15 лет, – рассказал Вячеслав Батюня. – Период между ремонтами, во время которых на всех поверхностях сооружения производится полная замена старого покрытия, составляет 30 лет. Базовая система нанесения антикоррозионной защиты является трёхслойной. Первый грунтовочный слой лакокрасочного материала, как правило, содержит активный цинковый пигмент. Именно он обеспечивает пассивную защиту окрашиваемой металлической поверхности. Задача второго промежуточного слоя – создание требуемой толщины покрытия и так называемых барьерных свойств. Для создания внешнего слоя используются лакокрасочные материалы, обеспечивающие стойкость покрытия к солнечному свету, механическому воздействию, а также требуемые декоративные свойства. С периодичностью примерно в десять лет проводятся частичные ремонты покрытий, основная цель которых – устранить появившиеся дефекты и тем самым увеличить срок службы покрытий.

Важно и то, что в большинстве западных стран огромное внимание при производстве антикоррозионных работ на металлических мостах уделяется вопросам экологии. В той же Германии место производства работ всегда закрывается защитным колпаком, а воздух, прежде чем попасть на "улицу", до 60 раз проходит через фильтры. Причём затраты на экологию при ремонте покрытий мостов порой достигают 70 – 80% от общей стоимости работ.

В нашей стране пока достаточно сложно представить такую ситуацию, но и отрицать, что экологическому аспекту на российских железных дорог с каждым годом уделяется всё больше внимания, тоже нельзя.

Одной из важных задач ОАО "РЖД" является повышение производственно-экономической деятельности, что в числе прочего включает оптимизацию стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры. И здесь, по словам заместителя начальника службы пути Горьковской железной дороги Александра Новикова, германский опыт качественной антикоррозионной защиты мостовых конструкций с большими сроками службы покрытия пригодится в полной мере.

Уже в этом году на эксплуатируемых железнодорожных мостах Горьковской магистрали планируется провести пробное проведение таких антикоррозионных работ с полной заменой старого защитного покрытия и нанесением нового со сроком службы более 15 лет. В дальнейшем это позволит железнодорожникам оценить организационно-экономические аспекты внедрения зарубежного опыта в отечественную практику и сделать наиболее правильные, стратегически важные выводы.


Источник:  http://gudok.ru
--

Возврат к списку

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com