Транспорт России
Навигация

Нарушение порядка производства таможенного оформления

--


Статья 258 Таможенного кодекса Российской Федера­ции предусматривает ответственность за нарушение порядка таможенного оформления.

Диспозиция статьи 258 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит две группы деяний, образующих объек­тивную сторону правонарушения:

  • несоблюдение установленных требований о начале и за­вершении таможенного оформления, месте, времени и проце­дуре его проведения;
  • предъявление неправомерных требований на применение упрощенного порядка таможенного оформления, а равно не­соблюдение условий его применения.

В настоящее время существуют две противоположные по­зиции касательно начала таможенного оформления. Привер­женцы первой из них утверждают, что таможенное оформле­ние начинается с момента начала предварительных операций, а именно с момента уведомления таможенного органа о пере­сечении таможенной границы Российской Федерации либо о намерении пересечь таковую. Свою позицию они мотивируют тем, что, во-первых, предварительные операции открывают (после общих положений) раздел «Таможенное оформление» Таможенного кодекса Российской Федерации, а, во-вторых, в соответствии со статьей 137 Таможенного кодекса Российской Федерации под предварительными операциями понимаются все имеющие отношение к таможенному делу действия, пред­шествующие основному таможенному оформлению и поме­щению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Таким образом, таможенное оформление как процедура делится на две части - предварительное тамо­женное оформление и основное.

Вторая позиция состоит в том, что предварительные опера­ции являются лишь своеобразным «приготовлением» к тамо­женному оформлению, вспомогательным процессом. Сторон­ники данной точки зрения ссылаются, в первую очередь, на статью 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, со­держащую основные понятия, используемые в Таможенном кодексе Российской Федерации. Пункт 15 данной статьи дает определение таможенного оформления как процедуры поме­щения товаров и транспортных средств под определенный та­моженный режим и завершения действия этого режима в соот­ветствии с требованиями и положениями Таможенного кодек­са Российской Федерации. Первые же действия по заявлению таможенного режима лицо осуществляет, производя декларирование, уже после завершения всех предварительных опера­ций.

Это мнение подтверждается также статьей 132 Таможенно­го кодекса Российской Федерации, согласно которой тамо­женное оформление начинается не позднее 30 минут с момен­та заявления должностным лицом таможенного органа о своей готовности к производству таможенного оформления в отно­шении конкретных товаров и транспортных средств, при со­блюдении порядка совершения предварительных операций, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федера­ции.

Наличие двух мнений по вопросу начала таможенного оформления и отсутствие официальной позиции ГТК России означает для лиц одно: будет ли в их действиях усмотрен со­став правонарушения, ответственность за которое предусмот­рена статьей 258 Таможенного кодекса Российской Федера­ции, зависит от мнения конкретного должностного лица тамо­женного органа.

В отличие от начала таможенного оформления положения о моменте его завершения не содержатся ни в конкретной ста­тье Таможенного кодекса Российской Федерации, ни в иных нормативных правовых актах по таможенному делу, но тем не менее вопросов в его определении не возникает. Здесь лица, применяющие норму права, единодушно исходят из положе­ний пункта 15 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая, как уже указано, определяет таможенное оформление как процедуру помещения товаров и транспорт­ных средств под определенный таможенный режим и завер­шения действия этого режима. Исходя из данной нормы тамо­женное оформление оканчивается в момент выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с их таможенным режи­мом, а при помещении товаров под «длящиеся» таможенные режимы - также после проведения процедуры завершения ре­жима. Как правило, товар считается выпущенным в соответст­вии с его таможенным режимом в тот момент, когда таможен­ный орган, производящий таможенное оформление, простав­ляет на таможенной декларации штамп «Выпуск разрешен».

Местом проведения таможенного оформления может быть таможенный орган, определенный нормативными право­выми актами по таможенному делу. Существуют два основ­ных места проведения таможенного оформления. Первое из них, на которое приходится основная масса оформляемых то­варов, - таможенный орган, в регионе деятельности которого находится отправитель или получатель товаров, перемещае­мых через таможенную границу Российской Федерации, либо их структурное подразделение. Здесь осуществляют таможен­ное оформление физические лица, имеющие постоянное место проживания на территории Российской Федерации, россий­ские юридические лица, а также иностранные юридические лица, имеющие на территории Российской Федерации филиа­лы, представительства, отделения или иные структурные под­разделения.

Иностранные физические лица производят таможенное оформление товаров и транспортных средств при непосредст­венном пересечении таможенной границы Российской Феде­рации - в местах нахождения пограничных таможенных орга­нов. Кроме того, на границе производится оформление тран­зитных грузов, а также некоторых категорий товаров, опреде­ляемых ГТК России.

Для отдельных категорий товаров и транспортных средств может быть установлено обязательное требование об их оформлении только в определенном таможенном органе. Так, согласно Инструкции о таможенном оформлении товаров, пе­ремещаемых через таможенную границу Российской Федера­ции трубопроводным транспортом и по линиям электропере­дачи, утвержденной приказом ГТК России от 30 1995 года № 652, в случае, если перемещение таких товаров произ­водится с использованием более чем двух видов транспорта, таможенное оформление производиться в таможенном органе, в регионе деятельности которого осуществляется перевалка на последний вид транспорта. Если фактический вывоз (ввоз) то­варов осуществляется с использованием морского (речного) транспорта, таможенное оформление производится таможен­ным органом, в регионе деятельности которого осуществляет­ся загрузка морского (речного) судна, непосредственно пере­секающего таможенную границу Российской Федерации.

Временем таможенного оформления является время ра­боты таможенного органа, в котором осуществляется тамо­женное оформление.

По просьбе заинтересованного лица, за его счет (таможен­ные сборы за таможенное оформление повышаются в 2 или более раза) и с согласия таможенного органа - таможенное оформление может производиться в иных местах и вне време­ни работы таможенного органа.

Производство таможенного оформления вне мест и вне времени, отведенных для этого таможенным законодательством Российской Федерации, без предварительной договорен­ности с таможенным органом повлечет для лица, на котором лежит обязанность произвести такое оформление, ответствен­ность по статье 258 Таможенного кодекса Российской Федера­ции.

Кроме всех вышеперечисленных требований существует также требование о соблюдении процедуры таможенного оформления, то есть порядка осуществления конкретных дей­ствий по производству таможенного оформления: подачи вме­сте с таможенной декларацией необходимых документов, уп­латы таможенных платежей до или одновременно с подачей таможенной декларации и т.д.

Наиболее часто встречающейся ошибкой при применении статьи 258 Таможенного кодекса Российской Федерации явля­ется привлечение к ответственности получателей товаров, пе­ремещаемых по процедуре доставки под таможенным контро­лем, по фактам непомещения таких товаров на склады вре­менного хранения в течение суток после уведомления тамо­женного органа об их доставке.

Таможенный кодекс Российской Федерации не устанавли­вает обязанности помещения товаров на склады временного хранения ни для лиц, перемещающих товары, ни для иных лиц, имеющих достаточные полномочия для осуществления с товарами действий от своего имени. Согласно статье 145 Та­моженного кодекса Российской Федерации товары считаются находящимися на временном хранении с момента представле­ния их таможенному органу.

Однако Положение о временном хранении (складах вре­менного хранения), утвержденное приказом ГТК России от 7 декабря 1993 года № 388, закрепляет положение, в соответ­ствии с которым представление перемещаемых через тамо­женную границу Российской Федерации товаров осуществля­ется в месте доставки, которым может быть только склад вре­менного хранения. Обязанность же доставить товар в установ­ленное таможенным органом место лежит на перевозчике. Та­ким образом, к ответственности за непомещение товаров на склады временного хранения в течение суток после уведомле­ния таможенного органа об их доставке должен быть привле­чен перевозчик. Это также подтверждается положениями ста­тьи 144 Таможенного кодекса Российской Федерации, соглас­но которой именно перевозчик несет всю ответственность пе­ред таможенными органами за товары и транспортные средст­ва до помещения их под таможенный режим.

Что касается второй части диспозиции рассматриваемой статьи, необходимо отметить следующее.

Упрощенный порядок таможенного оформления применя­ется при ввозе на таможенную территорию Российской Феде­рации и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах; живых живот­ных; скоропортящихся товаров; радиоактивных материалов; сообщений и других материалов для целей массовой инфор­мации; товаров, направляемых в адрес высших органов зако­нодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, и т.д. (ст. ТК РФ). То есть в упрощенном и приоритетном порядке оформляются любые товары и транс­портные средства, в силу объективных причин требующие ус­коренного оформления. В целях предотвращения предъявле­ния неправомерных претензий на упрощенный порядок тамо­женного оформления случаи и условия его применения опре­деляются ГТК России.

Единого правового акта, определяющего понятие, случаи и условия применения упрощенного порядка таможенного оформления, в настоящее время не существует. Это объясня­ется тем, что случаи применения такого порядка сильно отли­чаются друг от друга и обобщить их, пожалуй, в настоящее время невозможно: слишком различен статус таких товаров, цели, в связи с которыми они перемещаются через таможен­ную границу Российской Федерации, а также сведения о дан­ных товарах, необходимые таможенному органу для осущест­вления последующего таможенного контроля.

Так, очевидно, что сложно установить единый упрощенный порядок оформления продукции морского промысла, добытой и/или переработанной в Мировом океане и ввозимой на тамо­женную территорию Российской Федерации судами с целью перегрузки на иные суда для переработки, накопления, после­дующего вывоза из Российской Федерации или ввоза на сухо­путную территорию Российской Федерации, и марок акцизно­го сбора.

Однако, несмотря на сказанное, можно выделить два об­щих признака для всех случаев применения упрощенного по­рядка таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Во-первых, товары и транспортные средства, оформляемые в упрощенном порядке, декларируются таможенному органу путем представления товаросопроводительных документов, заявлений, письменных обязательств, а также в устной форме, то есть не соблюдается требование, предъявляемое при произ­водстве полного таможенного оформления товаров, - подача таможенной декларации по установленной форме, предпола­гающей наличие подробных сведений об оформляемом товаре и лицах, перемещающих его через таможенную границу Рос­сийской Федерации и представляющих его таможенному ор­гану. Так, транспортные средства, на которых товары переме­щаются через таможенную границу Российской Федерации, декларируются путем указания их номерных знаков в грузовой таможенной декларации либо документе контроля за достав­кой товара.

Во-вторых, упрощенный порядок таможенного оформле­ния, как правило, сопряжен с предоставлением льгот по упла­те таможенных платежей, то есть товары и транспортные средства, оформляемые в упрощенном порядке, освобожда­ются от уплаты таможенных пошлин и/или иных налогов, а иногда даже и сборов за таможенное оформление товаров (указание ГТК России от 31 1997 года № 01-14/109 «О таможенном оформлении профессионального оборудова­ния, временно вывозимого с таможенной территории Россий­ской Федерации российскими редакциями средств массовой информации»).

Статья 258 Таможенного кодекса Российской Федерации применяется за исключением случаев, предусмотренных дру­гими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что нарушения порядка таможенного оформления носят в основном технический характер, санкция статьи 258 Таможенного кодекса Российской Федерации пре­дусматривает взыскание в виде предупреждения либо штрафа в размере от 2-кратного до 5-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.


--

Назад в раздел

Дополнительная информация

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

© 2006-2023 «Transportall.ru»
Все права защищены.

Связаться с редакцией портала —
transportall.ru@gmail.com